Зодчество церковное русское

ЗОДЧЕСТВО ЦЕРКОВНОЕ РУССКОЕ - получило свое начало с появлением в России христианства. Постройка храмов началась одновременно в Киеве и Новгороде. В XII в. первое место в деле развития церковной архитектуры занимает Владимиро-Суздаль, а с XIV века первенство переходит к Москве, которая в XVI - XVII веках становится центром церковного искусства. Первая церковь, построенная в Киеве, - св. прор. Илии. О ней упоминается в договоре Игоря с греками. Построение ее относится еще к IX в. Великая княгиня Ольга построила деревянную церковь св. Софии, в. кн. Владимир построил несколько церквей, из них одна - Десятинная - была разорена во время Батыева нашествия, а в настоящее время реставрирована, хотя и не точно. Много церквей было построено при преемниках Владимира и особенно при Ярославе Вл. Из них важны - Киево-Софийский собор (1037 г.), в настоящее время утративший свой вид, Печерский монастырь, устроенный преп. Антонием и Феодосием, собор Михайловского златоверхого монастыря XII в., с остатками древнейших мозаик. Типичные черты киевской архитектуры заимствованы из Греции. Так, план храмов - прямоугольник с тремя алтарными полукружиями, фасадные формы, внутреннее распределение и способ кладки - чисто греческие. В дальнейшей своей истории киевское зодчество не получило самостоятельного развития. Одновременно с Киевом появляются храмы и в новгородской области, сперва деревянные, а с XI века и каменные. Здесь самобытное творчество проявилось в большей мере, чем в Киевской области, что объясняется и необходимостью для новгородцев проявлять в деле постройки храмов личную инициативу за отсутствием руководителей-греков, и их вообще умением воздвигать постройки. В украшениях храма и в некоторых частностях его построения замечаются уже отклонения от византийского образца. С XIV в. стены новгородского храма оканчиваются щипцом, подобно щипцу в деревенской избе; крыша многоскатная или коробовая; над крышей - пушбун или барабан и купол, который изредка имеет плоскую византийскую форму, чаще же - в форме маковицы или луковицы, на куполе - крест (шести- или восьмиконечный). Внутри храма стены покрыты часто живописью, иконостасы - невысоки. Наконец, в верхние части храма, для легкости постройки их, вмазываются голосники - пустые горшки. Как памятник, следует указать Софийский собор (1052 г.), сохранивший древнейшую архитектурную основу. Строительная деятельность в Москве начинается с возвышением Московского княжества и перенесением в Москву митрополичьей кафедры из Владимира. Но особенного развития и оживления церковное зодчество достигает при Иоанне III. Иностранные строители, вызванные в большом числе царем, не изменили формы храмов, заимствовав ее от Новгорода и Владимиро-Суздаля, но улучшили технику постройки, сообщив ей большую прочность. Так, Аристотель Фиоравенти форму для Успенского собора заимствовал от собора во Владимире. Строитель Архангельского собора Алоизий подражал владимиро-суздальской архитектуре. Идя по пути самостоятельного развития, архитектура московского периода в XVI и XVII веках достигает высокой степени развития. Основные формы ее таковы: 1) шатровая (храм Василия Блаженного, 2) форма с квадратным планом (Благовещенский собор), 3) форма, состоящая из наслоения нескольких четвериков один на другой (ц. Успения на Покровке), 4) форма от соединения четверика с восьмигранником (Казанский моск. собор). Самобытное развитие русского церковного зодчества и заканчивается XVII столетием. В дальнейшей своей истории оно или берет за образец западно-европейское зодчество, или же, как в последнее время, возвращается к прежним русским формам.