Векк Иоанн

ВЕКК ИОАНН - константинопольский патриарх, 1275 - 1282 г. сперва был секретарем констант. патриарха и хранителем церковного книгохранилища и архива (хартофилаксом). Выдающийся церковно-общественный деятель и писатель-богослов, красноречивый оратор и ученый, работал на пользу церкви и пользовался общим уважением и известностью. Его влияние было неприятно императору Михаилу Палеологу, затеявшему Лионскую унию с Римом, против которой выступил В., открыто называя латинян еретиками. Михаил пробовал сперва уговорить В. перейти на свою сторону, но не успел в этом; тогда он приказал заключить В. со всей его родней в тюрьму, где В., познакомившись с сочинениями Никифора Влеммида, посланными ему для прочтения Михаилом, переменил свой взгляд на унию, перестал считать ее гибельною для греческой церкви и стал единомышленником царя. Получив свободу, после добровольного удаления из-за унии патриар. Иосифа он получил и патр. кафедру, сделавшись во всем правой рукой Михаила. Он добился у Михаила права ходатайствовать перед ним за невинно осужденных. Получив однажды отказ в своей просьбе, он бросил свой патриар. жезл к ногам царя и ушел в соседний монастырь; в другой раз, в храме, во время богослужения, на глазах народа, лишил царя антидора. Михаил назначил 1 специальный день в неделе, чтобы В. мог лично докладывать дела о бедных. Крайняя настойчивость В. стала вызывать неудовольствие в Михаиле, и он, воспользовавшись взведенным другими лицами на В. обвинением в блудодеянии, расхищении церковного имущества и произнесении проклятия на царя, заставил В. отречься от кафедры, но вскоре, по настоянию епископов, В. возвратился в патриархию и до самой смерти Михаила, в 1282 г., ревностно и энергично защищал унию и помогал Мих. в его начинаниях. При преемнике Михаила, Андронике Старшем, который был врагом унии, В. был лишен кафедры, сперва заключен в мон. Парахранта, а затем отправлен в ссылку в Вифинию. Отсюда он потребовал у царя публичного рассмотрения обвинений, взведенных на него; был составлен собор, на котором В. был изобличен в приверженности к латинству. Обиженный В. открыто отверг единение с церковью и за это его вместе с сообщниками отправили в ссылку в вифинский гор. Пруссу, где он и скончался в 1293 г. Из завещания его видно, что В. до самой смерти остался верен унии. В. написал много сочинений в защиту унии, из котор. самое важное "Об унии и мире церквей старого и нового Рима", в котор. он доказывает, что древние отцы греч. церкви держались латинского учения, и считает позднейших греч. богословов виновниками создания и распространения противоположного православн. учения. В. занимает 1-е место в ряду византийских друзей Рима; его сочинения, в которых видна большая ученость, понимание подробностей разделения церквей и горячее, хотя и пристрастное стремление к их примирению, оказали большое влияние на приверженцев унии.