Венгрия

ВЕНГРИЯ (по-слав. Угрия) - королевство, страна мадьяр, восточная половина Австро-Венгерской монархии, около 20 мил. жителей; по национальностям - 8.200.000 мадьяр, господствующих ныне, пришедших из северо-восточной части теперешней Европейской России, овладевших Паннонией и расселившихся в конце IX в. среди сплошного славянского населения. Мадьяры - тюрко-финского племени, исповедовали сначала дуалистическую религию, поклоняясь двум духам, доброму и злому, и принося им жертвы, даже кровавые; народ хотя и дикий, но все-таки был великодушен, гостеприимен и верен. Под влиянием славян они приняли христианство; это влияние особенно заметно в их церковно-обрядовой терминологии. Крест, например, по-мадьярски - Kereszt, вечерня - vecsernye, кум - koma, брат - baratumn; храмы доселе они строят алтарем на восток, в основание их полагают образ трехраменного креста, богослужение сопровождают пением без музыки. Из всего этого ясно, что первыми просветителями мадьяр были славяне, а не немцы, но с конца X века мадьяры начали подвергаться римским влияниям, и в течение следующ. веков шла ожесточенная борьба между православием и католицизмом. Стефан, 997 - 1038 г., мадьярский князь, сын Гейзы, причисленный римско-католической церковью к лику святых, женившись на дочери баварского князя Генриха Гизелле, наполнил двор свой немцами и, чтобы освободится от вассальной зависимости от нем. императора, отправил послов к папе Сильвестру с просьбой взять его и страну под покровительство папского престола. Папа принял его просьбу и послал ему королевскую корону и особенные полномочия и привилегии, в числе котор. были право назначения епископов, учреждение новых епархий и титул апостолического величества. Эти права чрезвычайно нравились венгерским королям, и, дабы удержать их в своих руках, они привлекали к себе высший клир церкви, награждая их особыми преимуществами: правом участия и голоса в сеймах, пр. суда в делах религии не только над своим клиром, но и над мирянами, и много др. Корона наделила епископские кафедры большими недвижимыми имуществами и богатым содержанием. С духовным саном были соединены права дворянства, неподсудимость, свобода от всяких податей, право участия во всех государственных и общественных делах, так что и низшие члены клира пользовались большими преимуществами. Король Стефан особенно много сделал для распространения христианской веры; однако, несмотря на подчинение Риму, венгерская церковь находилась в связи с восточной церковью. Борьба за инвеституру, хотя и коснулась Венгрии, но резких форм не достигла; папа Григорий VII пытался ограничить широкие полномочия венгерских королей, но безуспешно. Папы в общем помогали венг. королям не только своим духовным авторитетом, но и материальными средствами во время их затруднительных обстоятельств. В начале XIII века были обращены в христианство куманы, последние остатки древних гуннов; великую роль сыграли в этом монашеские ордена Бенедиктинцев и Францисканцев. Не менее св. Стефана заботились о религиозно-нравственном развитии народа его преемники; так, Людовик основал высшую школу в Фюнфкирхене, Сигизмунд - такую же в Офене, в котор. преподавалось церковное право; Матвей Корвин устроил громадную библиотеку и создал в Пресбурге университет, где преподавались все богословские науки. Несмотря на столь многие просветительные средства, общий уровень религиозного развития народа был невысок, так как повсюду широко практиковались злоупотребления патронатским правом: высшие иерархические должности занимали лица малодостойные, котор. вели развратно-роскошную жизнь и не заботились о своей пастве, а низшее духовенство погрязало в пороках, не умея примириться с требованиями целибата. Глубокий упадок религиозно-нравственных начал и всеобщее недовольство подготовили удобную почву для распространения протестантства и кальвинизма. Протестантство привилось в немецких и славянских провинциях, а кальвинизм - среди чистых мадьяр. Гранские католические епископы, Николай, Олах и Петр Пазман, много сделали для поднятия уровня низших членов клира; не будь их, от католицизма в В. не осталось бы и следа. Под их влиянием многие дворянские семейства возвратились в лоно католич. церкви; в результате произошли 2 междоусобные религиозные войны, которые закончились эдиктом 1791 г. о равноправности и свободе вероисповедания. В настоящее время в В. рим.-католиков до 10 миллионов (51%), греко-катол. до 2 милл. (9, 6 %), правосл. около 3 милл. (14%), лютеран около 1 1/2 милл. (6, 7%), реформатов 2% милл. (12%), евреев до 1 милл. (4, 4%). Законы 1848 - 49 гг. совершенно отделили церковь от государства, но в 1855 папа Пий IX заключил с имп. австрийским конкордат, по которому епископам римско-католич. были возвращены права в вопросах суда, управления и просвещения. В 1868 г. парламент уничтожил силу и значение этого конкордата, в 1895 г. правительство, несмотря на протест представителей церкви, издало новые законы о гражданских браках, обязательных для всех и возможных между христианами и нехристианами, и отняло у церковнослужителей ведение метрических записей. Борьба продолжается и теперь. Католическая церковь в В. состоит из 19 епархий римско-католических, 3 румыно-униатских, 2 угрорусских-униатских, разделенных на 4 митрополии. 1) Гранская митрополия - обнимает епархии Вацкую, Веспремскую, Сомбатчельскую, Стульвайзенбургскую, Раабскую, Нитранскую, Нейзольскую, Франфкирхенскую, Минкачевскую и Пряшевскую. 2) Калочская митрополия состоит из епархий Великоврадской еп., Чанадской, Семинаградской. 3) Эгрская - из епархий Копицкой Снишской, Сатмарской и Рожнийской. 4) Дьюлафергерварской (ун.-рум.) митрополии подчинены Великоварадская еп., Самошуйварская и Лугошская епархии. Православно-сербская Будимская епархия территориально тянется от Пресбурга до Фюнфкирхена. Во всех резиденциях католич. епархии существуют богословские школы, куда поступают юноши разн. сосл. для подготовки в пастыри церкви по окончании гимназии; преподавание на лат. и мадьярск. яз. При университетах имеются богословские факультеты. Содержание клира одинаково во всех католич. епархиях. Высшие члены наделены богатыми недвижимыми имуществами; сельские пастыри получают надел земли в размере не менее 30 дес., не менее 300 гульд. определенное жалованье от патронатства или общины, доходы за совершение служб и треб церковных; вместо уничтоженного в 1848 г. десятинного сбора получают от прихожан добровольные взносы зерна и вина; получают квартиру и отопление со всеми хозяйственными угодиями - в общем, содержание их вполне достаточно.