Утреня

УТРЕНЯ - получила свое название от времени совершения. Ею начинается ряд дневных служб. По своему содержанию она разделяется на три части, из которых в первой мы исповедуем свои грехи и испрашиваем милостей Божиих в предлежащий день, во второй - прославляем лица или события, сообразно с воспоминаниями дня, а в третьей славословим Самого Господа. Утреннее Богослужение, согласно заповеди ап. Павла (1 Тим. 11, 1 - 14), начинается молением о царе, которое и составляет как бы особую службу. После начальных молитв читаются пс. 19 и 20, которые состоят из молений о царе. Эти моления, после трисвятого и молитвы Господней, продолжаются в тропарях и богородичне и заканчиваются в сугубой ектении сокращенной. Затем испрашивается благословение на окончание службы. Это благословение преподается в возгласе: Слава Святей и проч., которым и начинается собственно утреня. После возгласа читается шестопсалмие (пс. 3-й, 37-й, 62-й, 87-й, 102-й и 142-й). Оно предваряется песнию, воспетою ангелами при рождении Спасителя и имеющею отношение к рождению животворного света дневного, и молитвою к Господу - отверзть уста наши для хвалы Господу. Самое шестопсалмие есть изображение греховного состояния, грозящих нам от множества врагов опасностей и надежды на милосердие Божие и Его избавление. Каждые три псалма сопровождаются славословием, которое есть выражение состояния души, получившей утешение в слушании псалмов. Во время чтения трех последних псалмов священник, изображая из себя ходатая за молящихся пред Богом, как и на вечерне, читает молитвы утренние (12), имеющие отношение к содержанию псалмов. Как бы оправданием исповедания грехов и надежды на милосердие Божие служит произносимая после шестопсалмия великая ектения. После ектении поется песнь: Бог Господь и явися нам, служащая продолжением ангельского славословия. При пении ее поются стихи из пс. 117, возвещающего благость и милость Божию. Как бы в доказательство милости и благости Божией, в следующих за указанными песнями тропарях прославляется святой или событие из истории веры. Потом стихословятся кафизмы, которыми Церковь руководствует нас к сознанию нашей греховности, молению и славословию. Кафизмы сопровождаются умилительными седальными из октоиха, из минеи; иногда за каждой кафизмой пред седальном полагается малая ектения. За кафизмами читается покаянный псалом 50-й. Теперь начинается вторая часть утрени - торжественная. Она посвящена прославлению события или святого дня. Этой цели особенно служит канон. После прославления события или святого в каноне служба утрени переходит к прославлению Господа в псалмах хвалитных: 148, 149 и 150-м. Прославление Господа продолжается в славословии, которое переходит потом в прошение к Господу - сподобить нас сохраниться в предлежащий день без греха. Потом произносится ектения: исполним утреннюю молитву нашу Господеви, в которой подробно раскрываются прошения, выраженные в славословии только вообще. После ектении бывает преподание мира и главоприклонение, во время которого священник тайно молит Господа простить нам согрешения наша и даровать мирная и премирная блага Своя. В следующих затем стихирах на стиховне, с одной стороны, оканчиваются прошения вышеозначенной ектении и высказывается чувство радости и благодарения, с другой - представляются примеры того, как Господь осиявает светом благодати праведных, так как в этих стихирах прославляются святые или события из истории веры. Сообразно с содержанием стихир, Церковь внушает далее: благо есть исповедатися Господеви и пети имени Твоему, Вышний, - и это исповедание согрешений и прославление имени Божия выражает в трисвятом, молитве к Пр. Троице, в двух кратких славословиях и молитве Господней. Потом поется тропарь и богородичен, называемый отпустительным, произносится ектения: помилуй нас, Боже, - и бывает отпуст. Обычай освящать утро дня соответствующими времени песнопениями есть, без сомнения, обычай древний. Об этом христианском обычае упоминает уже Плиний Младший. О совершении утреннего Богослужения упоминают также апостольские постановления (кн. VII. 48). Евсевий называет псалмы и песни, которыми прославляется божество Иисуса Христа на утреннем Богослужении, издревле установленными и сложенными (кн. V, 28). Подобное же свидетельство находим в деяниях собора антиохийского. Василий Великий упоминает о способе стихословствования псалмов, отличая их от молитв и псалма покаянного (посл. 204). Главное содержание утреннего Богослужения составляли псалмы хвалебные, отчего и самая служба называлась чином хвалений. Указание на употребление славословия великого находим в постановлениях апостольских, равно как и у Афанасия Великого. По мере развития христианских песнопений ими умножался состав утреннего Богослужения. Особенно в этом отношении замечательны труды Иоанна Дамаскина, как составителя канонов.