Священство

СВЯЩЕНСТВО - так называется одно из таинств христианской церкви. В нем через священнодейственный акт - Посвящение, избранному лицу на известную степень церковной иерархии преподается благодать Св. Духа, облекающая его духовною властью учить верующих догматам Христианской веры, совершать таинства и руководить их в исполнении нравственного христианского закона, т. е. пасти стадо Христово. Священное Писание и Св. Предание свидетельствуют о божественности и действительности таинства С., а способ поставления на ту или другую степень С. указан примером апостолов, их наставлениями и правилами вселенских соборов. С. имеет три степени: диакона, пресвитера и епископа; сообразно степени при посвящении дается и благодать: диакону в меньшей мере, пресвитеру в большей, а епископу - в наибольшей. Епископ - самый главный учитель и правитель епархии (архиерей) и первый священнослужитель; пресвитер, через посвящение от епископа, получает власть совершать таинства кроме С. и все богослужения, а диаконы являются способниками и сослужителями епископа и пресвитера при совершении таинств и богослужений. Раз совершенное таинство С. не повторяется в той же степени; преподанная благодать пребывает неизменной; церковь православная всегда держалась правила не повторять рукоположения, если оно совершено было правильно, хотя бы в обществах и неправославных; в древности она принимала в том же священном сане обращавшихся на ее лоно кафаров и донатистов, а теперь принимает католиков. Собор римский осудил Доната за то, что он вторично рукоположил епископов и пресвитеров, которые высказали слабость во время гонений. Совершать таинство С., т. е. рукополагать в диаконы и священники, может только епископ, а в епископы - собор епископов, не менее двух. Особое благодатное достоинство таинства С. подтверждается тем, что христианские секты, отторгшиеся от восточной церкви, удерживают С., признавая его не за простое священнодействие, а за благодатное таинство.