Скиния

СКИНИЯ - под Скиниею разумеется место общественного богослужения иудеев, походный храм Иудейский, построенный по образцу, показанному Богом Моисею на горе Синае. Она называется Скиниею собрания, потому что сюда собирался народ для богослужения, Скинию откровения или Скиниею свидения. Строителями Скинии были: Веселеил, из колена Иудина, и Елиав, или Аголиав, из колена Данова (Исх. 31, 2. 6. 35, 30. 34). Они трудились над сооружением ее около полугода. - Скиния состояла из трех частей. Первая - двор, окружавший Скинию. Он простирался на сто локтей в длину от востока к западу и 50 локтей в ширину от юга к северу; сверху был открыт и по сторонам был обнесен 60-ю столпами, кои были обвешаны занавесами из виссона - высотою в пять локтей. Вход в него был один, с восточной стороны он закрывался широкою завесою. В нем, против входа, находился алтарь, или жертвенник всесожжений, устроенный из дерева ситтим, или акации, окованный отовсюду медью, на котором хранился неугасаемый огонь и приносились жертвы, и за ним - медная умывальница, в которой жрецы омывали руки и ноги пред начатием своего служения. Далее внутри двора находилась сама Скиния, состоявшая из 48 столпов и четырех покровов сверху. Восточное отделение ее (со входа) называлось святилищем. Оно от входа закрывалось завесою узорчатой работы из разноцветной пряжи и виссона. Здесь были: налево от входа - светильник семисвещный, из чистого золота, в лампадах коего непрерывно горел елей; направо - стол, или трапеза, из дерева акации, обложенная золотом, с 12-ю хлебами предложения, переменяемыми каждую субботу, и к западу - жертвенник, или алтарь кадильный, из того же дерева, обложенный золотом, для курения фимиама. Третья, внутренняя часть Скинии называлась Святое Святых, отделявшееся от святилища внутреннею завесою с искусно вытканными на ней херувимами. Здесь находился ковчег завета, сделанный из дерева ситтим, или акации, и покрытый всюду, изнутри и снаружи, золотом. Над ковчегом был покров из одного чистого золота, называвшийся очистилищем, по обеим сторонам которого стояли вылитые из золота херувимы, преклонившие к нему лица свои и осенявшие его своими крыльями (Евр. 9, 5). В ковчеге находились: скрижали закона, на коих начертаны были десять заповедей (Исх. 40, 20. 3 Цар. 8, 9), золотой сосуд, или стамна златая, с манною и жезл Аарона прозябший. По объяснению Филарета, митр. московского, Скиния представляла Церковь, постепенно устрояемую в роде человеческом вообще и в каждой душе верующей в особенности. Двор, открытый для всего народа, означал внешнюю церковь и всеобщее к ней призывание, а жертвенник и умывальница - прообразовали христианские таинства крови и воды, которые вводят в нее и запечатлевают союз с нею. Святилище, предоставленное священникам, представляло внутреннюю церковь, в которой Христос есть и истинный свет, и хлеб животный, и алтарь, возносящий к Богу возлагаемые на него верующими молитвы и благодарения, и которая, однако же, на главнейшие таинства царства Его должна была приникать гаданием сквозь завесу, до предопределенного ей расторжения. Святое Святых, наконец, доступное одному архиерею, означало самый престол и владычество Мессии Богочеловека, Которого прообразовали здесь и скрижали закона, и манна, и жезл Аарона прозябший и Который служит для нас нашим искуплением, оправданием, очищением и освящением. В отношении к душе, тремя частями своими, она означала три степени приближения нашего к Богу: внешнего очищения, внутреннего просвещения и таинственного соединены со Христом, когда душа, с дерзновением приступая к престолу благодати Его, сама делается Его престолом.