Самоистребление

САМОИСТРЕБЛЕНИЕ - в русском расколе появилось в XVII в. и преимущественно в части беспоповщины, называемой нетовщиной. Отрицая священство и таинства, нетовщина разрешение вопроса о спасении видела, с одной стороны, в уповании на милость Божию, а с другой - в личном подвиге, в самоотречении, заканчивающемся лишением себя жизни. Виды С. - самоуморение, самозаклание, самоутопление и самосожжение. С., начавшись в нетовщине, привилось и в среде "правоверного" старообрядства, но здесь мотивы его были уже другие. Признание необходимости его исходило из представления о наступлении царства антихриста. С. представлялось необходимым для того, чтобы сохранить ризу крещения от сквернословия, не погубить плодов покаяния, потому что иным путем нет возможности избежать печати антихриста. Из перечисленных видов С. самый распространенный самосожжение, и жертвы его считались прямо тысячами. Первый случай самосожжения был в Нижегородской области: в 1672 г. сгорело раскольников "тысячи с две". В 1679 г., 6 янв., произошло самосожжение в Тобольском у., на речке Березовке, по убеждению тюменского попа Дометиана. Вместе с ним сгорело 1700 человек. Приблизительно в этот промежуток 1670 - 1680 гг. начались самосожжения в нынешней Ярославской губ., где на первых же порах погибло таким способом до четырех тысяч человек. Указ 1685 г., которым приказывалось сжигать и проповедников самосожигания, лишь увеличил число таких случаев. Явление, принявшее столь значительные размеры, вызвало различное к нему отношение в мире раскольничьем. Образовалась большая партия противников самоубийственных смертей, которая повела борьбу упорно и решительно. В изданном Лопаревым памятнике "Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей" перечисляются главнейшие из борцов в раскольничьем мире с самосожиганием. Таков автор упомянутого "писания" - старец Евфросин, ученик игумена Досифея и современник первых расколоучителей. Ученики его образовали скит его имени - Евфросимовщину. Деятельность его протекала в XVII веке. Однако, несмотря на протест против самосожжения среди самих раскольников, случаи самосожжения имели место в конце XVII века, в XVIII и даже в XIX в. Из других видов С. более распространено было самоуморение. Последний по времени случай С. относится к 1897 г. и вызван объявлением всеобщей народной переписи. Раскольники, принадлежащие к согласию противоокружников, заживо погребли себя в Днестровских плавнях Тираспольского уезда, Херсонской губ. Всего погребено заживо было 25 раскольников: 6 монашествующих и 19 мирян.