Посолонь

ПОСОЛОНЬ (или посолонное хождение) - первое упоминание о П., как церковном обряде, относится к последней четверти XV века. В 1478 г. при освящении моск. Успенского собора, митропол. Геронтий ходил с крестами вокруг церкви "не по солнечному восходу". Донесли вел. князю, стали искать в богослужебных книгах, однако подтверждения законности П. нигде не нашли. Князь нашел себе сторонников в лице чудовского архимандрита Геннадия и ростовского владыки Вассиана, указавших, что некоторые другие церковные кругохождения а России и на Афоне совершаются против солнца. Спор прекратился во время татарского нашествия, но в 1482 г. вел. князь возобновил его с митропол., и теперь спор едва не кончился полным разрывом. Наконец под влиянием того, что на стороне митропол. были все - и духовные, и миряне - князь уступил, вопрос был оставлен открытым и решено было делать так, как было в старину. Откуда и когда появился на Руси этот обычай - неизвестно; один афонский памятник называет его латинским обычаем. В продолжение всего XVI в. вопрос о П. не возникал, Стоглав вовсе не упоминает о нем. Несмотря на то, что в конце XV в. противосолоние одержало верх, с течением времени оно стало уступать П., и когда открылось книгопечатание, требование П. было занесено в Требник 1602 г. в чине венчания, в устав 1610 г. в наставлении, как осенять крестом в праздник Воздвижения, в Требник 1623 г. - в чине освящения церкви и вместе с другими обрядами получило характер неприкосновенности, вследствие усвоения обрядам значения догматической неизменности. Когда патр. Никон предпринял исправление прежних обрядов, то он нашел себе многих видных и влиятельных противников; однако с этого времени П., как и другие отмененные при Никоне обряды (как двуперстие, седмипросфорие и др.), становятся принадлежностью раскола старообрядства и основным пунктом его учения.