Посвящение

ПОСВЯЩЕНИЕ - возведение лица посредством установленного таинства или церковного обряда в ту или иную степень духовного служения. В церковнослужители П. совершается чрез руковозложение, в степень священства - через рукоположение. 1-е не относится к таинству священства, а есть обряд, дающий право посвящаемому на одну из должностей в церкви, совершающийся среди церкви, для чтеца и певца - перед чтением часов, по облачении архиерея, иподиакона - по прочтении часов, перед началом литургии. П. в диакона, пресвитера и епископа есть акт таинства, сообщающий посвященному особые благодатные дары, совершающийся в алтаре, во время литургии: хиротония диакона - после освящения даров, священника - после перенесения св. даров с жертвенника на престол, епископа - пред чтением Апостола. П. в церковнослужители (чтецы и певцы) состоит в том, что архиерей возлагает на преклоненную главу посвящаемого свою руку, читает 2 установленные молитвы, постригает крестовидно волосы на голове посвящаемого и надевает на него короткую фелонь. После 2 молитвы архиерей велит посвящаемому прочитать из апостола, затем с него снимается фелонь и надевается стихарь; архиерей, благословив его, читает ему поучение об обязанностях чтеца и дает ему в руки лампаду, с которою посвященный стоит во время литургии. П. в иподиакона состоит в том, что по облачении посвящаемого в стихарь иподиаконы надевают на него крестообразно, чрез плечи, орарь, архиерей, возложив на главу его руку, читает посвятительскую молитву, после которой умывает руки над сосудом, который в руках посвящаемого. После возгласа: "и да будут милости", иподиаконы отводят посвященного в алтарь, где он вступает в исполнение своих обязанностей. При П. в диакона 2 иподиакона приводят посвящаемого пред царские врата; диакон в алтаре провозглашает "повели", другой диакон "повелите", протодиакон - "повели, преосвященнейший владыко!" Это троекратное восклицание указывает, что в древней церкви в избрании на каждую степень священства принимали участие прихожане и клир церкви: 1 восклицание выражало согласие народа, 2 - клира, а третье - архиерея. Посвященного трижды обводят вокруг престола, затем архиерей полагает край омофора на его главу и, возложив на нее руку, произносит совершительные слова таинства, затем следует ектения о новопосвященном, архиерей полагает ему на плечо орарь, надевает ему поручи, при чем он возглашает, а клир поет трижды axios - "достоин"; ему дается рипида, с которою он становится у престола. При П. во священники после совершительной и других молитв посвящаемому дается епитрахиль, фелонь и книга "Служебник", после чего он становится у престола между священниками. П. во архиереи предшествует его "наречение" в Св. Синоде, где обер-секретарь в собрании всех членов Синода читает указ об его избрании; затем членами Синода совершается краткое молебствие; первый архиерей произносит ектению с прошением о новонареченном. Новонареченный говорит речь. Рукоположение в епископа совершается непременно 2 или 3 епископами, ибо все епископы равны между собой и один не может посвящать себе равного. Перед литургией архиереи в облачениях выходят на середину церкви, на амвон; из алтаря туда же приводится посвящаемый и ставится на низкий конец "орлеца". Протодиакон провозглашает: "приводится, избранный и утвержденный, хиротонисатися во епископа богоспасаемого града NN". Первенствующий епископ задает посвящаемому вопрос: "Чесо ради пришел еси и чего требуеши". Он отвечает: "Хиротонию архиерейские благодати, преосвященнейшие". "И како веруюши"? Посвящаемый громко читает символ веры и становится на средину "орлеца". На вопрос: "яви нам пространнее, како исповедуеши о 3 ипостасях?" он читает вероучение о ипостасях Божества и затем поставляется на главу орла и на соответствующий вопрос читает изложение учения о воплощении Сына Божия, дает обет соблюдать каноны апостолов, 7 вселенских и 9 поместных соборов, повиноваться св. Синоду, охранять церковный мир, не входить в дела других епископов, управлять вверенной паствой в страхе Божием, ничего не делать вопреки священным правилам по принуждению сильных, присягает самодержавной власти, обещает никого без крайней нужды не предавать анафеме, монахов держать в строгости, священников без нужды не ставить, ежегодно обозревать епархию, с противниками церкви поступать кротко и благоразумно, не вмешиваться в мирские дела, только для защиты невинно угнетаемых доносить Государю, приносит присягу об исполнении обязанностей по совести и в страхе Божием. Старейший архиерей благословляет его; самое рукоположение совершается перед чтением апостола. Посвящаемый становится на колена пред престолом, полагая на него крестообразно руки и голову. Архиереи возлагают ему на главу раскрытое евангелие, первенствующий возглашает молитву посвящения, затем архиереи возлагают правые руки на главу его; затем его одевают в саккос, омофор, панагию, митру, при пении: аксиос. По окончании богослужения, когда архиереи разоблачаются, первенствующий возлагает на него архиерейскую рясу, панагию, мантию, камилавку и клобук, дает ему четки и на амвоне, в виду народа, вручает жезл пастырский. С амвона он благословляет народ обеими руками на восток, юг, запад и север. П. чрез рукоположение употреблялось еще в Ветхом Завете, затем оно было усвоено еврейской синагогой при постановлении еврейских старейшин и учителей. В Нов. Завете о рукоположении, как посвятительном акте, раньше всего упоминается в Деян. Апост. в повествовании об избрании семи диаконов; затем говорится о возложении рук на Варнаву и Савла, Тимофея и Тита; окончательно оно установлено апостолами и укрепилось во всем христианстве настолько, что его даже не отрицали ни еретики и раскольники древние, ни сектанты средних веков, отрицавшие священство, как таинство - вальденсы, альбигойцы, богомилы, даже квакеры, анабанатисты и другие протестантские секты доселе пользуются при избрании своих должностных лиц возложением рук. С IV в. П. стали приурочиваться к дням воскресным и праздничным; в 1-е 3 века они совершались не только в церквах, но, по свидетельству Киприана, и в домах, но главным образом, публично.