Полоцкий Симеон

ПОЛОЦКИЙ СИМЕОН (Сим. Емельянович Ситнианович-Петровский) - знаменитый церковный деятель и писатель. Род. в 1629 г. в Белоруссии, по мнению некоторых в Полоцке, мирское имя его неизвестно, Симеоном наречен был в монашестве, название П. присвоено ему по месту первоначальной службы впоследствии, в Москве. Образование получил в киево-могилянской коллегии; приняв монашество, стал дидаскалом братской школы в Полоцке. При посещении в 1656 г. этого города Алексеем Михайловичем, П. лично преподнес царю приветственное сочинение свое "Мещры". В 1664 г. П. переехал в Москву и по поручению царя стал обучать в Спасском мон. за Иконным рядом молодых подьячих тайного приказа. В 1665 г. П. поднес царю "Благоприветствование о новодарованном сыне", что укрепило за ним благосклонность Алексея. В это же время П. с успехом выполнил некоторые поручения Паисия Лигарида, требовавшие специальных знаний и ловкости пера; по поручению восточных патр., прибывших в Москву для суда над Никоном, произнес перед царем орацию о необходимости "взыскати премудрости", т. е. об усилении образования в стране. В 1666 г. по поручению собора составил опровержение челобитных Лазаря и Никиты, которое в конце 1667 г. было издано от имени царя и собора под заглавием: "Жезл правления на правительство мысленного стада православно-российские церкви - утверждения во утверждение колеблющихся во вере - наказание непокоривых овец - казнения на поражения жестоковыйных и хищных волков, на стадо Христово нападающих". Книга эта не оказала, однако, влияния на противников, но из-за высокомерного отношения к ним П. и из-за резких выражений в ней усилила только их враждебность к церковным новшествам. Собор отозвался о ней с высокой похвалой и признал "Жезл" "из чистого серебра Божия слова, и от священных писаний и правильных винословий сооруженным". Однако в книге оказалось немало точек соприкосновения с западными богословскими мнениями, что было отмечено впоследствии противником П., чудовским монахом Евфимием. С 1667 г. П. был назначен воспитателем царских детей. Для них написал "Венец веры кафолические". В этой последней книге П. сгруппировал все свои познания, начиная с апокрифов и кончая астрологией; в основу ее положен вместо никейского апостольский символ, Библией П. пользуется по тексту Вульгаты и охотнее всего цитирует западных богословов, блаж. Иеронима и Августина. Кроме этих книг П. написал много проповедей, которые он возродил в Москве, так как тогда господствовало чтение готовых поучений. Проповеди П. оказали благотворное влияние на церковную жизнь. Они были изданы после его смерти в 2-х сборниках: "Обед душевный" и "Вечеря душевная". П. написал также стихотворное переложение Псалтири; множество стихотворений, составивших сборник "Рифмологион"; 2 комедии для зарождавшегося театра: "Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожженных" и "Комедия притчи о Блудном сыне". Гораздо важнее его литературной деятельности была его кипучая деятельность в пользу распространения образования. Пользуясь своим высоким положением и не успокаиваясь в сфере житейских удобств, П. словом и делом отрицал косность и неподвижность, в которой застывала московская церковная жизнь. Явившись в Москву проводником идей, воспринятых в преобразованной Петром Могилой киевской коллегии, П. обогатил московскую книжность сокровищами знания, почерпнутыми им из западных источников. Он нажил себе своею деятельностью много врагов среди церковных иерархов; однако высокое положение П. делало его неуязвимым. П. создал в Москве литературно-научную школу, представителем которой стал его ученик Сильвестр Медведев. П. умер в 1680 г. и похоронен в Заиконоспасском монастыре.