Паломничество

ПАЛОМНИЧЕСТВО - хождение верующих к св. местам на поклонение, известно еще в глубокой древности; П. основано на веровании, что молитва более действительна в определенных местностях, которые имеют то или иное отношение к богам. Так, греки и римляне собирались в отдаленных храмах, германцы - в священных рощах, иудеи в великие праздники ходили в Иерусалим. В христианское время П. входит в обыкновение в IV в. по примеру св. Елены, которая отправилась для поклонения в сторону, где жил и учил Спаситель, и воздвигла там Крест Господень. П. распространилось быстро и вызвало уже в IV в. необходимость в путеводителях по св. земле. Из нравственных соображений П. в конце IV в. преследовалось, но вскоре признано было церковью богоугодным делом и широко поощрялось. В З. церкви известны П. великие, как, напр., крестовые походы и путешествия к Святому Гробу и в Рим, и П. малые - посещения местных отечественных святынь. С течением времени церковь налагала П. как своего рода наказание или епитимию, а с XIII в. и светские суды З. Европы приговаривали к П. убийц. В России П. в Святую Землю началось уже в XI в., первый русский паломник был дмитриевский игумен Варлаам. В XII в. П. было сильно распространено и вызвало принудительные меры церковной власти к воздержанию от П., предпринимаемого верующими для спасения души. Особенно восстает против этого массового П. первый русский писатель-паломник Даниил, который находит, что спасение души богоугодными делами возможно и у себя дома. Меры эти не пресекли рвения к П., многие паломники, странствуя по отечественным святыням, в Иерусалим, Царьград и на Афон, образовали особый тип паломников, известных под именем "калики-перехожего", ходивших обыкновенно "дружинами". Древнерусские паломники заимствовали у западных пилигримов их костюм; проходя многие страны, они слушали массу легенд, которые потом вместе с апокрифической литературой распространяли на Руси. Немалое значение в древней литературе играли описания "хождений" в Св. Землю. Первый такой паломник-писатель - Даниил-мних, второй - новгородский архиепископ конца XII века Антоний, побывавший в Царьграде, затем новгородский инок Стефан в 1350 г., в 1370 г. "хождение архим. Агрефенья", второе после Даниила-Мниха описание Св. Земли; за ним следует диакон Игнатий Смолянин, в конце XIV в. посетивший Константинополь, Афон и Иерусалим. Наряду с этими паломниками-писателями стоит и архиеп. новгор. Василий, написавший послание о земном рае под сильным влиянием путешествия на Восток. К паломнической литературе XIV в. относится "Беседа о святынях и других достопамятностях Цареграда", изданная Л. Н. Майковым в "Материалах и исследованиях по старинной русской литературе". С XV в. П. становится распространенней, а описания его разнообразней и подробней. Первым писателем этого времени был троицкий иеродиакон Зосима, повторявший в своем описании все, что слышал от других, и часто пользовавшийся и записками паломника Даниила. Из других писателей этого времени назовем: Варсонофия, описавшего два хождения - из Киева в Иерусалим чрез Белград, Царьград, Кипр, Триполи, Бейрут и Дамаск и такое же, но чрез Белгород, Даммиету, Египет и Синай; купца Василия, современника Варсонофия; Епифания Премудрого, оставившего соч.: "Сказание Епифания мниха о пути в св. град Иерусалим", в котором перечисляются все города по пути от Великого Новгорода до Иерусалима и указываются расстояния между ними. К концу XV в. в П. заметно изменение, повлекшее ослабление этого движения. Причинами этого ослабления нужно считать взятие Константинополя турками, которые всячески препятствовали проникновению русских в св. землю, а также и то обстоятельство, что, русские, находя только свой народ истинно православным, свято оберегают себя от чужого влияния и находит святость во внутреннем искании Бога. Благодаря ослаблению П. надолго прекращаются и сочинения паломнические, что продолжается до второй половины XVI ст., когда снова возрождается П., по инициативе московского правительства, посылавшего людей на Восток с поручениями или милостынею. К этому времени относятся: "Хождение Трифона Корабейникова" купца Василия Позднякова, содержащее прекрасное описание иерусалимских и синайских святынь; "Проскинитарий" Арсения Суханова и хождения Вас. Гагары и Иона Маленького. Этот вид паломнической литературы сохранился до XVIII в. Паломники иеромонахи Макарий и Сильвестр заимствовали свои описания из Трифона Коробейникова. Со второй четверти XVIII в. паломническая литература меняет вновь свой вид, теперь описания хождений изобилуют рассказами о личных впечатлениях и рассуждениями о православии и др. К этому времени надо отнести сочинения старообрядческого священника Лукьянова, пешеходца Григоровича-Барского или Василия Киевского, инока Мотронинского мон. Серапиона и др. Конец XVIII в. мало способствовал П. и не оставил значительных описаний, заслуживают, однако, внимания записки Плещеева и путешествия иноков Саровской пустыни Игнатия и Мелетия. XIX в. оставил описания путешествия Бронникова, "Путевые записки братьев Вешняковых и мядынского купца Мих. Новикова" и анонимные записки, принадлежавшие Д. В. Дашкову; в это же время совершили П. и А. Н. Муравьев, и А. С. Норов, и архим. Леонид, и А. В. Елисеев, и Т. И. Филиппов с целью изучения Палестины. Благодаря удобству и безопасности путей сообщения П. растет с каждым годом, не изменяется только состав паломников, состоящий по большей части из простонародья, снабжаемого "Православным Палестинским обществом" паломническими книжками. Кроме Палестины совершают П. еще на Афон и в итальянский гор. Бари, где покоятся мощи св. Николая Чудотворца.