Присяга

ПРИСЯГА - клятва именем Божиим, произносимая в установленной законом форме, пред св. Крестом и Евангелием, с поднятием правой руки кверху. П. идет от глубокой древности: в книге пророка Иезекииля Господь Бог неоднократно представляется клянущимся с поднятою рукою в подтверждение даваемого обещания. Клятва произносится каждым по его вере и закону. П. считается нужной для поддержания взаимного доверия между людьми в государственной и общественной жизни и составляет необходимое условие правосудия. Приводя к П., священник обязан указать смысл, важность и значение П. и объяснить, что обряд П. не только не противен Богу, но освящен Им Самим и св. апостолами и что слово Божие восстает только против злоупотребления клятвою. При этом он не должен касаться существа дела, по которому совершается П., но может указывать на последствия ложной клятвы. Клятвопреступников законы церковные отлучают от церкви, как язычников и мытарей, и запрещают им причащаться св. таин в течение 10 лет. Священник не имеет права уклоняться от приведения к П. по требованию подлежащей власти. Св. Синод допустил приглашение судами священников в местности и вне их оседлости. Относительно совершения самого обряда П. нет определенных постановлений в канонах; обыкновенно он совершается перед аналоем среди церкви. Евангелие при П. можно открывать на любой странице, хотя чаще свящ. предлагают целовать, при П., первые слова Евангелия от Иоанна "в начале бе Слово". От П. освобождены: 1) священнослужители и монашествующие всех христ. исповеданий; 2) лица, принадлежащие к вероучениям и сектам, не приемлющим П.: они дают обещание показать правду по совести. Особенное значение имеет присяга 1) на верность государю, 2) на исполнение госуд. службы и 3) в гражданск. проц. для удостоверения показаний призванием Бога во свидетеля правды. Цель ее - устранение спора. П. постепенно вытесняла древние суды Божии (поединки, испытание огнем и водою). П. по предложению другой стороны предлагает веру одной стороны в нравственно-религиозное настроение другой, благодаря которому она не присягнет, если не убеждена в правдивости своего показания. П. дополнительная и очистительная развилась под влиянием канонического права. Принесенная П. принимается за полное доказательство тех фактов или действий, которые ею утверждены.