Поминовение усопших

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ - отношения христианской любви не прекращаются смертью и погребением; продолжение отношений, связывавших живых с умершими во время земной жизни последних, осуществляется в П. По учению евангелия, Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. Христос умер и воскрес, чтобы обладать мертвыми и живыми. Свящ. Писание удостоверяет, что спасительная сила молитвы неисчерпаема, если мы просим по воле Сына Божия. П. усопших было в ветхозаветной церкви: был обычай преломлять над умершими хлебы, при гробах раздавать их неимущим, по случаю кончины ближних налагать на себя пост и молиться. Иуда Маккавей принес жертву за воинов, умерших в грехе взятия военной добычи от даров идольских. С конца II и начала III в. в христианской церкви обычай П. установился твердо; П. стало постоянной частью установившегося богослужения, об этом свидетельствуют все древние литургии (св. Иакова, Брата Господня, св. Василия Вел., св. Иоанна Златоуста, св. Григория Двоеслава), которые употреблялись в православной церкви. Особенно ясно о П. усопших упоминается в Посланиях апостольских, содержащих молитвы за усопших при совершении евхаристии и дни, в которые особенно нужно поминать усопших. Отцы и учители церкви последующего времени свидетельствуют, что П. усопших есть апостольское установление. Оно восторжествовало над заблуждением ариан, отрицавших пользу молитв для умерших. Западная церковь сохранила обычай П., но значительно ослабила его истинный смысл учением об огне чистилищном.