Прозелиты

ПРОЗЕЛИТЫ (евр.) - чужеземцы, иностранцы, странники, пришельцы, поселенцы. У 70 толковников слово переводится различно; собственно, это пришлец, затем всякий переходящий из одной земли в другую, от одной общины к другой, особенно из одной веры в другую, новообращенный в какую-либо веру. Так в особенности назывались обращенные в иудейство из язычников. Со времен самого исшествия евреев из Египта среди них жили пришельцы и иноземцы, и число их увеличивалось с возрастанием благосостояния Израиля. Некоторые из П. принимали обрезание и со временем окончательно вступали в израильское общество. Всецело принявшие веру иудейскую назывались П. правды, П. сынами завета, совершенными израильтянами. По преданиям иудейским, не всецело принявшим закон Моисеев П. вменялось в обязанность соблюдать Ноевы законы; они не принимали обрезания, посещали иерусалимский храм, приносили жертвы чрез священников и пользовались некоторыми правами; такие назывались П. врат; название произошло от того, что они могли доходить только до врат притвора храма. Прозелитизм усилился с ослаблением отечественных законов и с распространением языческих нравов, как это было по смерти Симона Праведного (ум. в 198 г. до Р. Хр.) при первосвященнике Иасоне, когда являлось много отступников от веры. Такое отступничество возбудило усиленную ревность, и особенно сильно со времен Маккавеев стала расти ревность к обращению язычников к иудейство. Иоанн Гиркан принудил идумеев принять обрезание, Аристовул - итуреев. Фарисеи также обращали язычников, но не из чисто религиозных побуждений; они делали обращенных лицемерами. И. Христос называет их сынами геенны, худшими самих фарисеев, обративших их; по словам Иустина Мученика, они были самыми жестокими врагами христиан и наиболее ревностными преследователями их. Примером может служить Ирод Идумеянин со своим семейством. Но были среди иудеев и такие, которые благотворно влияли на язычников; их Св. Писание называет людьми богобоязненными, набожными и благочестивыми. Ко времени пришествия Христа, многие благомыслящие язычники страстно жаждали божественной истины, сокрытой в Ветхом Завете. В великие праздники такие язычники приходили в Иерусалим на поклонение; внешний двор храма был для них открыт; они посещали и синагоги. Сотник, построивший иудеям синагогу, был из подобных чтущих Бога язычников.