Патриаршество в России

ПАТРИАРШЕСТВО В РОССИИ - учреждено в 1589 г. при царе Феодоре Иоанновиче. Уже с XV в. зависимость русской церкви от константинопольского патриарха была номинальной, покорение Константинополя турками совсем уменьшило ее, так как на Руси стали даже сомневаться в правоверии патриарха и всего греческого духовенства. "Одержимый прежде благочестием святой град Константинополь ради латинские прелести погибе" - общее мнение того времени. В 1480 г. было внесено в архиерейскую присягу обещание не принимать греков на высшие иерархические кафедры. В 1586 г., пользуясь приездом за милостыней в Москву антиохийского патр. Иокима, царь решил прекратить номинальную зависимость от Византии и, обсудив с боярами и духовенством, решил устроить в Москве престол патриарший. Дабы не было сомнений, царь с Думой поручили пат. Иаокиму доложить об этом собору греческой церкви. Целый год прошел без ответа. В 1588 г. в Москву прибыл константин. патриарх Иеремия, и царь снова возбудил решительно вопрос о П., предложив самому Иеремии сделаться первым русским патриархом, с условием, чтобы он жил в Владимире. Иеремия отказался жить не при государе. На самом деле, в Москве был свой кандидат-митрополит Иов, ставленник Б. Годунова. В 1589 г. Иов был поставлен Иеремией в русские патриархи, в 1591 г. получилась грамота от восточного духовенства, подписанная 3 патриархами, 42 митропол., 19 архиеписк. и 20 епископ. об утверждении П. в Москве. Московск. патриарх занимал место после иерусалимского, выбирался от соборов иерархов русской церкви. После смерти патриарха от имени царя блюститель патриарш. престола, обыкновенно митропол. крутицкий, рассылал грамоты ко всему высшему духовенству с приглашением в Москву для избрания патриарха. К назначенному сроку все являлись, в случае невозможности явиться всякий епископ должен был прислать грамоту, что он наперед согласен со всеми постановлениями собора. Собор заседал в присутствии государя в "золотой подписной палате", старший митрополит "говорил достойно по святительскому чину", царь открывал собор речью о поводе созвания. Форма избрания патр. была открытая, или посредством жребия, установившаяся после смерти Филарета. Имена 6 кандидатов из старших иерархов писались на 6 бумажках равной величины, бумажки обливались со всех сторон воском, припечатывались царской печатью и посылались собору, заседавшему в это время в московск. Успенском соборе. Три жребия клались на панагию умершего патриарха; засим все члены собора облачались и служили акафист Богородице, после чего из 3 жребиев вынимались 2 и откладывались в сторону. Так же поступали и с другими тремя. Оставалось, таким образом, два жребия; из них вынимали один, который и содержал имя избранного патриарха. Нераспечатанный жребий отдавался боярину, который относил его царю; царь распечатывал и объявлял опять через боярина собору имя избранного. Таким образом, собор избирал из кандидатов, назначавшихся царем. В начале хотели разделить церковь на митрополичьи округа, обнимавшие несколько епархий, но деление не состоялось. 4 архиерея - новгородский, казанский, ростовский и крутицкий - получили сан митрополита, но епархии подчинялись непосредственно патриарху. Юридически патриарх ничем не отличался от прежнего митрополита, он пользовался только известными богослужебными преимуществами. Подобно митрополиту, он носил большой клобук, но с херувимами или крестом; на митре у него также был крест, которого не было у митрополита; облачался он, в отличие от других архиереев, не в алтаре, а посреди церкви; один только сидел на горнем месте; из своих рук причащал архиереев; носил цветную мантию; перед ним во время выхода или выездов несли не только крест, но и свечи. Русские патриархи достигли большого значения, особенно вследствие смутного времени. Первый из них, 1) Иов, деятельно работал в пользу избрания Годунова в цари; благодаря ему же Борис не был ограничен в правах; при появлении Лжедимитрия, Иов настойчиво и энергично защищал против него Бориса и его сына Феодора, посылая всюду грамоты о том, что Лжедимитрий - самозванец, вор и беглый чудовский монах Гришка Отрепьев, и наконец предал его анафеме. Когда самозванец овладел Москвой, он свергнул Иова с престола и приказал заточить его в простой монашеской рясе в Старицкий монастырь. Первый из архиереев, признавших Лжедимитрия истинным царем, был рязанский еп. 2) Игнатий, родом грек, воспитавшийся в Риме и до приезда в Россию бывший еп. Кипрским. В благодарность Лжедимитрий возвел его в 1605 г. в патриархи. После свержения Лжидимитрия Игнатий переехал в Литву, где принял унию. Новым патриархом был выбран 3) Гермоген, бывший наиболее всех в оппозиции Лжедимитрию. Гермоген был от природы властный и даже суровый человек, но очень строгий к себе, прямолинейный и стойкий. Не любя Василия Шуйского, он все-таки защищал его, как венчанного царя. При появлении Тушинского вора, Гермоген устроил в Москве в присутствии вызванного из Старицы, ослепшего патр. Иова, торжественную покаянную процессию, во время которой патриархи отпускали каявшемуся народу грехи. В начале 1609 г. недовольные Шуйским вытащили Гермогена на лобное место и, тряся его за ворот, требовали его согласия на перемену царя; однако он не побоялся толпы и мук и остался тверд. После свержения Шуйского, когда бояре выставили кандидатуру польского королевича Владислава, Гермоген согласился при условии, что Владислав примет православие. Переговоры с Сигизмундом и Владиславом окончились неудачно, и русские послы, ростовский митрополит Филарет и князь Голицын, в 1611 г. были задержаны в плену в Мариенбурге. Тогда Гермоген разрешил русских от присяги Владиславу и стал призывать народ на защиту государства и православия. За исключением польской партии бояр во главе с Салтыковым, враждебно относившейся к Гермогену, вся русская земля не хотела признавать другого начальства; отовсюду стали посылать земские ополчения; партия польских бояр потребовала от него, чтобы он воротил их назад, но Гермоген благословил ополчения и проклял изменников, за что был заточен в тюрьму, где он в 1612 г. и умер, как говорят, заморенный голодом. Церковью стал управлять временно казанский митр. Ефрем, после его смерти - митрополит крутицкий Иона, человек необразованный, упрямый и мстительный. До 1619 г. церковь оставалась без патриарха, и только в этом году царь Михаил, воспользовавшись пребыванием в Москве иерусалимского патр. Феофана, возвел своего отца ростовск. митр. 4) Филарета, возвратившегося из польского плена, в патриархи. Отныне наступило полное двоевластие: как отец Михаила Филарет получил титул "великого государя", в сфере церковного управления и суда он правил независимо, с 1625 г. он ведал суд всех духовных лиц и монастырских служителей и крестьян во всех делах, кроме уголовных; у Филарета был свой двор, наподобие царского, свои свечники, скатертники, чашники, истопники, конюхи, повара, хлебники, пивовары, иконописцы; свои бояре, окольничьи, стряпчие, стольники, дворяне, дети боярские, которым он поручал различные отрасли управления. При нем начали выделяться отдельные разряды и приказы: судный приказ, или патриарший разряд; казенный приказ, ведающий дела о ставленниках и о сборах с вотчин и духовенства; дворцовый, заведовавший хозяйством патриарха; приказ церковных дел, ведавший дела церковного благочиния, и другие. По смерти Филарета патриархом был 5) Иоасаф I с 1634 по 1640 г.; Иоасаф не носил уже титула "великого государя" и вообще не занимал такого положения, как Филарет. После Иоасафа был 6) Иосиф с 1640 по 1652 г., также не имевший титула "великого государя". При нем было издано уложение 1649 г., значительно уменьшившее значение церковной иерархии и патриарха, уничтожившее судебные привилегии духовенства с учреждением особого монастырского приказа. Следующим патриархом был 7) Никон (о нем см. Никон), при котором патр. власть достигла апогея. Во время удаления Никона, до суда над ним, церковью управлял митропол. крутицкий Питирим. Приговор над Никоном был вместе с тем приговором над П. в России: собор 1667 г. признал, что патриарх не должен носить титула "великого государя" и не должен вмешиваться в мирские дела; стало очевидно, что патр. не всемогущ и власть его - не самодержавие царя. С другой стороны, собор 1667 г. признал за патр. независимость в делах церковных и духовенства. Патриархом на соборе 1667 г. был избран 8) Иоасаф II, 1667 - 1673 г., человек очень тихий и незначительный; с него начиная, П. потерял свое государственное значение. После Иоасафа II, патриархами были 9) Питирим в 1673 г., 10) Иоаким Савелов в 1673 - 1690 гг., 11) Адриан в 1690 - 1700 гг. Они не играли крупной роли и только стремились сохранить привилегии духовенства, особенно, судебные. В 1675 г. был закрыт монастырский приказ, в 1689 г. новгородцы ходатайствовали перед Иоакимом о том, чтобы духовных лиц судили в приказной палате, а не на митрополичьем дворе; однако Иоаким пригрозил им судом Корея, Дафана и Авирона. Сближение России с Западом вызвало оппозицию со стороны Иоакима и Адриана. Ограниченные и неспособные возвыситься над рутиной старины, они всячески препятствовали реформам, видя подрыв религии даже в перемене внешности русского человека. Естественно, что патр., не проникшись духом времени, оказался лишним. Близорукий Иоаким в завещании своем требовал, чтобы правительство не сближалось с Европой; Адриан также пробовал идти по его стопам, однако Петр ограничил его. Адриан жил не в Москве, а в своем Перервинском монастыре и там, не проявляя недовольства вслух, молчаливо стоял во главе недольных, не понимавших всей важности реформ Петра. Петр стал тяготиться патриаршеством, так как в лице патриарха видел всегда противника, символ недовольства, силу, грозившую стереть после его смерти все его благие начинания. Поэтому, когда Адриан в 1700 г. умер, Петр, сразу не решаясь покончить с П., назначил местоблюстителя патр. престола в лице своего сподвижника, митропол. рязанского Стефана Яворского. Уже назначение местоблюстителем рязанского митропол., а не крутицкого являясь новостью; местоблюститель имел все права патриарха, при нем был совещательный совет из очередных епископов из епархии. В 1718 г. Петр, заменяя приказы коллегиями, заменил единоличную власть патриарха духовной коллегией (впоследствии Св. Синод), постоянным собором духовного правительства.

Купить диплом в Ставрополе Цены на дипломы в Ставрополе и еще.