Песнопения

ПЕСНОПЕНИЯ - отрывки из церковных П. сохранились еще от времен апостольских в Св. Писании, в "Постановлениях апостольских"; затем следуют П. гимнологов, уже известных по именам. Названия П. в разное время были различны и указывали не только на предназначение их для пения в храме, но и на особый склад речи, точное определение которого ныне невозможно. Со времени вселенских соборов, в византийской церкви П. называются антифонами, акафистами, богородичными, блаженными, величаниями, экзапостилариями, задостойниками, икосами, ипакоями, ирмосами, канонами, катавасиями, кондаками, многолетиями, мученичными, непорочными, отпустительными, парастасами, седальными, прокимнами, самогласными, самоподобными, светильными, славословиями, стихирами, стихирами стиховными, трипеснецами и тропарями. Все П. собраны в богослужебных книгах применительно к условиям их богослужебного употребления. Главный вопрос в христ. гимнологии касается внешней формы П. Одни ученые говорят, что кроме 3 канонов св. Иоанна Дамаскина, все П. написаны прозой; другие - большинство П. написаны по метрическому стихосложению древних греков. В последнее время второе мнение отброшено, как ненаучное. Древние христиане чуждались всего языческого, так и метрического стихосложения. С VII в. вместо метра появляются т. наз. сенарии (шестистопные ямбы), "Анакреонтовы стихи" (четырехстопные ямбы) и "политические стихи" (15-сложные строки, произносимые наподобие ямбических). По мнению кардинала Петра, греч. П. имели силлабический размер, по мнению Криста - метро-тонический; новейший исследователь вопроса, проф. Ловягин, опроверг все эти мнения; он доказывает, что Христос, при совершении последней своей ветхозаветной пасхи и 1-й христ. евхаристии, воспел с апостолами псалмы Давида и в форме П. следовал ветхозаветной церкви. 1-е христ. П. также составлены в духе и форме священной еврейской поэзии. Названия стихир и ирмосов показывают также теснейшую связь их с книгой псалмов. Поэтому проф. Ловягин пришел к выводу, что поэтические элементы греч. суть элементы еврейской поэзии. Прот. Павловский также держался этого мнения, особенно останавливаясь на параллелизме мыслей и стихотворных фраз в книге Притчей и других особенностях еврейской священной поэзии. Христ. церковное песнотворчество продолжалось все время в русской церкви и продолжается и ныне. Все канонизованные святые русской церкви имеют свои особые тропари и кондаки, а иногда и целые службы, сложенные по образцу П. греческой церкви. В качестве церковных песнописцев новейшего времени особенно известны Кирилл, епископ мелитопольский (канон и акафист св. Александру Невскому), и Антоний, еписк. чебоксарский (канон и акафист св. Тихону Воронежскому).