Основное богословие

ОСНОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ - то же, что и христианская апологетика, наука, излагающая основные тезисы христианского вероучения. Она должна найти и изложить доказательства истины, основы, на коих покоится истинная вера христианина, и с другой стороны, защитить их и опровергнуть доводы противорелигиозные вообще и в частности противохристианские, если только они имеют форму стройного, систематического миросозерцания. Осн. бог. пользуется позитивным, утверждающим методом и является, как бы энциклопедией богословия, системой богословско-христианских истин, как то: истины бытия Божия, бессмертия человеческой души и др. Оно служит введением для теоретико-богословских наук, т. е. для нравственного и догматического богословия. В философии О. б. соответствует философии религии. Начало О. б. относится к древним временам, рудименты его можно усмотреть в христианских апологиях, творениях св. отцов и др. Первые сочинения этого рода в России суть: "Просветитель" Иосифа Волоколамского и "Истины показания к вопросившим о новом учении" Зиновия Отенского. В новое время представителями этой науки были в XVIII в.: митр. моск. Платон, Феофан Прокопович, Гедеон Криновский, Анастасий Братановский и др. Замечательные сочинения: Феофана Прокоповича "О безбожии" против учения Спинозы, митр. Платона "Ответы на 16 вопросов" против учения Вольтера, арх. белгородск. Феоктиста "О божественности христианского учения". Но наибольшего развития О. б. достигло в конце XIX ст., особенно в трудах иностранных ученых Эрлиха, Геттингера и др. С О. богословием много сходны такие науки, как система апологетики христианства, система естественного, или рационального, богословия, система умозрительного богословия, система введения в богословие. Это собственно отделы О. б., известные под другими названиями. Лучший курс О. б. написан профессором СПб. дух. ак. Н. П. Рождественским, под именем "Христианская апологетика". Курсы О. б. написаны также еписк. Августином, прот. Тихомировым и др.