Лихуды

ЛИХУДЫ - родные братья, родились на о. Кефалонии - Иоанникий (в мире Иоанн) в 1633 г., а Софроний (в мире Спиридон) в 1652 г. Происходят от княжеской фамилии Лихудов. Образование свое получили в падуанском университете. Приняв пострижение, братья вступили в число братства монастыря "Панания Иерия". На родине они занимались учительством и проповедничеством. По просьбе патр. Иоакима послать для московской школы надежного учителя из греков, патр. Досифей послал братьев Лихудов (1683 г.). Однако Лихуды прибыли только через два года; и после испытания их учености и вероисповедной благонадежности допустили их до учительства. Усердная деятельность Лихудов, их трудолюбие и ученость и возникшие в Москве споры о пресуществлении, поставившие ученых греков во главе целой партии и выдвинувшие их в роли защитников веры и церкви, упрочили их высокое значение в среде тогдашнего московского духовенства и общества. Благодаря этому они заняли в тогдашних церковных сферах положение руководителей и советников. Заняв видное положение в церковном мире, Лихуды сумели достигнуть значения и в гражданских сферах, приобрели себе многих сильных покровителей и защитников и имели даже доступ ко двору государей. Но пользуясь покровительством влиятельных лиц церковного и светского мира, Лихуды имели в Москве также и многих врагов, которые с завистью следили за их успехами и деятельно стремились подорвать их значение. Враги старались унизить ученое достоинство Лихудов, нравственный характер их жизни, далеко небезукоризненный, обвиняли в фарисействе, а в особенности в корыстолюбии. Но братья Лихуды нужны были в Москве, поэтому все эти нападки не имели значения до тех пор, пока не случилось происшествия, уронившего репутацию Лихудов. Это была история сына Иоаникия Николая с дочерью придворного конюха. В этой истории были замешаны оба брата. Опасаясь наказания, Лихуды бежали из Москвы, но их скоро арестовали. После этого их уволили из академии. Вскоре их освободили, и они начали заниматься преподаванием итальянского языка, получая за это казенное жалованье. Но главным образом восстановлением своего пошатнувшегося положения Лихудам послужила церковная проповедь. С течением времени Лихуды заняли опять видное место в московской церковной и общественной жизни. В 1704 г. последовал политический донос на братьев, и их выслали в Ипатиевский монастырь. В 1706 г. Лихудов перевели в Новгород в качестве учителей открывшейся школы. Здесь они занимались также учеными богословско-литературными трудами и переводами. В конце 1707 г. Софроний был отправлен митр. Иовом в Москву, откуда он уже в Новгород не возвратился. Иоанникий остался в Новгороде до 1716 г.; в этом году он выхлопотал разрешение вернуться в Москву. Здесь вместе с братом занимался исправлением славянского перевода Библии. В 1717 г. Иоанникий скончался и был погребен в Заиконоспасском монастыре. Софроний учительствовал в греческой школе до 1722 г., с этого года он был назначен архимандритом Солотчина монастыря, рязанской епархии, но здесь он не ужился с монахами и в 1729 г. бежал в Москву. После этого Синод определил его для успокоения старости в Новоспасский монастырь, где Софроний вскоре скончался в 1730 г. Братья Лихуды оставили после себя много разнообразных сочинений, но особенное значение для русской церкви имеет труд их по исправлению и пересмотру славянского текста Библии Ветхого Завета.