Керженец

КЕРЖЕНЕЦ - название реки, находящейся в Семеновском уезде, Нижегородской губернии, левого притока Волги; протекает по местности, некогда знаменитой в истории старообрядческого раскола, так как обширные леса привлекали сюда раскольников, служа для них прикрытием. Благодаря возможности общения здешних раскольников с другими раскольниками разных местностей, при посредстве издавна знаменитой Макарьевской ярмарки, которая сильно повлияла на благосостояние Керженского края, этот последний в конце XVIII в. становится центром старообрядческого раскола и поповщины; появляется множество скитов, основываемых разными выходцами из других мест. Число этих скитов доходило до сотни. Из них особенно известны: Смольяны, основанный выходцами из Смоленского края; скит близ города Семенова, в урочище Шарпан; Лаврентьев скит (диаконова согласия); Софрониев скит, находившийся тоже близ города Семенова; Онуфриевский скит. Имелись тут также и женские скиты, из которых самым известным является Оленевский скит. Из проповедников и последователей старообрядческого раскола, а также и основателей скитов, получили большую или меньшую известность в XVII веке: игумен Сергий Салтыков, основатель Смолян; монах Ефрем Потемкин; схимник Арсений, основатель скита при урочище Шарпан; поп Диониссий Шуйский, распространитель поповщины; его преемник тоже поп Феодосий, бывший настоятелем скита, получивший известность своим деятельным управлением и созывом раскольничьих соборов; инок Софония, основавший Софонтиев скит; поп Авраамий Иванов, получивший у раскольников наименование патриарха; старец Онуфрий, основавший Онуфриевский скит, принимавший участие в религиозных спорах с протопопом Аввакумом. Правительство в конце концов обратило внимание на Керженский край, как на крупный центр старообрядческого раскола, и стало энергично бороться с ним; в особенности сурово нападал на раскольников нижегородский архиепископ Питирим, благодаря влиянию и деятельности которого численность раскольников заметно уменьшилась; часть их бежала за границу, большая же часть была обращена в православных. Скиты были уничтожены, раскольники рассеяны, хотя искоренить раскол совершенно не удалось, и когда, по указу, бежавшим за границу раскольникам было разрешено возвратиться в Россию, раскол начинает снова усиливаться, появляются хотя и в меньшем количестве скиты, поповщина сильно развивается. Строгая жизнь, установленная в скитах, по образцу монастырской, находила массу приверженцев и доброжелателей, жертвовавших много на скиты и тем увеличивавших их влияние. Но это влияние и значение скитов к концу XIX в. заметно падает, и правительство, кроме того, принимает целый ряд мер для искоренения раскола, основывает здесь православные монастыри в самом центре раскола воспрещает строить новые молельни и починять старые, воспрещает приписывать новых раскольников, отбирает иконы, особенно чтимые у раскольников, превращает многие из прежних раскольничьих скитов в монастыри православные и наконец, после Высочайшего повеления, состоявшегося в 1853 году, выслало из скитов всех не упомянутых в последней ревизии раскольников. Все эти мероприятия правительства привели к подавлению раскола; хотя и доныне в этом крае существуют раскольничьи скиты, но настолько в малом количестве и настолько бедные, что существенного влияния производить не могут.