Китай.

КИТАЙ. Религии китайцев - конфуцианство, таоизм и буддизм. Древнейшие религиозные верования конфуцианства изложены в свящ. книгах, собрание которых приписывается Конфуцию. Так назвали его католич. миссионеры, настоящее его имя Цзы из рода Кун, отсюда Кун-фу-цзы. Он род. около 550 г. до Р. Хр. Его учение заключается в следующем: основываясь на естественном стремлении человека к счастью, оно занималось исключительно вопросами этики и житейского благоразумия и совершенно не касалось сверхчувственной области веры. Исконное верование китайцев в загробную жизнь и поклонение предкам были восприняты К. лишь ввиду полезности распространения этих идей для всеобщего благополучия. Всеобщее признание учение Конфуция получило при его учениках, из которых важнейший Мэн-цзы, 371 - 288 гг. Основателем таоизма был старший современник Конфуция Лаодзи. Слово "Тао", или "Дао", означает "дорога", "путь". Лаодзи жил в VII в. до Р. Хр. и оставил книгу "Дао-де-цзинь", или "Книга о добродетели и пути". В нее вошло все, что было отвергнуто рационалистами-конфуцианцами: верования в духов, пантеон которых чрезвычайно велик, остатки шаманства, астрология, алхимия, гадание и проч. Жрецы таоистские продают напиток бессмертия, изгоняют бесов и хорошо знают геомантию. Таоисты почитают и животных, и неорганические предметы. Учение Лаодзи: тао - это естеств. законы бытия и вместе осуществление их в бытии. Законы бытия - премудрость, а осуществление их - благо. Поэтому должно осуществлять законы бытия, жить согласно с природой. Но кроме естеств. природы есть и искусственная, с нею не должно бороться, не должно противодействовать событиям, а нужно применяться к ним. Принципы Лаодзи - пассивность и самоотречение. Литература таоизма велика и мало изучена европейцами. 3-я религия - буддизм; основана Буддою (санскр. "пробужденный", "просветленный"). Будда - свящ. имя Сиддарта Гаутамы, сына индийского царя Судгоданы из рода Сакья, род. около 560 г. до Р. Хр. в Канилавасту, на сев. от Ганга, умер в 480 г. Его учение заключает 4 истины: 1) существование человека есть нечто обманчивое, 2) страдание есть неизбежное следствие существования и человеч. потребностей, 3) избавиться от страдания можно лишь подавлением страстей и потребностей, 4) поднимаясь по ступеням нравств. жизни, можно достигнуть высшего венца ее, полного блаженства - нирваны (небытия и отсутствия страдания). Ступени нравств. жизни: 1) пробуждение сердца, 2) проникновение тайною великой скорби земной жизни, 3) отрешение от желаний и дурных помыслов и 4) всеобщее милосердие и любовь. Будда отрицал всякие законы, жертвоприношения и деление на касты, не признавал верховного божества. Вскоре учение Б. было искажено последователями, которые ввели богов, демонов и Будду произвели в верховного бога, которому предшествовали и за которым будут следовать другие воплощения - будды. В Китае буддизм распространился в 85 г. по Р. Хр. и называется там "Фо", принят в северной его форме, как в Монголии, где он выродился в ламаизм. Китайский буддизм имеет сложную иерархию, но без Ламы; имеется много кит. монастырей, есть и женские. Конфуцианство, таоизм и Фо - 3 государств. религии Китая и в общем мирно уживаются между собою. О существовании христианства в Китае до IV века сведений не сохранилось. Сирийские памятники свидетельствуют, что в соседнем К. Харазане процветало в IV в. христианство, в Герате в 430 г. был еписк., в 588 г. митропол., в 577 г. был еп. в. Самарканде и в 553 г. в Мервуде. Особенно успешна была проповедь несторианских миссионеров, которые, по свид. Прокопия, вывезли в греч. империю при Юстиниане шелковичного червя. В 1625 г. открыт в Синапфу китайско-сирийский памятник - гранитная доска (5Ч10 футов) с надписью, представл. обширное введение богословского характера, хронологическую дату и перечисление участников сооружения его и имена 60 проповедников. Памятник дает очень ценный и обстоятельный материал о дальнейшей истории христианства в К. Христианство было очень распространено в К. до смены в 1369 г. монгольской династии китайскою династиею Мин и до падения несторианской, сирийско-халдейской церкви, давшей начало кит. христ. и уничтоженной нашествием Тимура. Возобновившие в XVI в. в К. католич. миссию иезуиты нашли здесь очень слабые следы христианства. Католич. миссия появилась в К. раньше протестантской; в 1370 г. погибла франц. миссия Монте-Корвино, в 1552 г. она восстановлена иезуитами Ксавье и Риччи (1582 - 1610). Риччи приспособлял христианство к местной религии, и в конце XVII в. в К. было уже около 30.000 хр. С 1630 г. появились многочисленные доминик. и франциск. миссии, но вскоре папа запретил неблаговидные приспособительные методы миссионеров. В 1723 г. импер. Юнг-Гинг, считая вмешательство папы опасным, запретил христианство, начались гонения, и число христиан быстро уменьшилось, из всех орденов остались одни иезуиты; уничтожение их ордена подорвало дело католич. миссии. Снова начинает оно расти после Нанкинского мира в 1842. Католич. миссия, опираясь на вооруженную силу европ. государств, широко развила дело, но вызвала недовольство масс; во время боксерского восстания 1900 года погибло 35 европ. католич. миссионеров и много туземцев-католиков. До восстания католиков насчитывалось 763.000 с 945 мис., а после восстания - 720 тыс. с 910 миссионерами. Протест. миссия появилась в Китае в 1842 г., и число протестантов дошло в 1900 г. до 200 тыс. Во время восстания 1900 г. прот. м. пострадала еще больше католической, более виновата католич. миссия и нехрист. политика захватов европ. государств. Протестантских миссионерск. общ. в К. до 40 с 1800 мис. и с 2080 школами. Русская правосл. миссия (начатки в 1331 г.) появилась в 1681 г. В 1685 г. часть русских пленных (45 чел.) приняла китайское подданство и насильно увела свящ. Максима Леонтьева. Им отвели участок земли, и в 1696 г. была выстроена с разреш. тобольск. митр. и освящена церковь. Утверждена русская миссия с согласия кит. импер. в 1712 г., но деятельность ее была малоудачна. В 1729 г. основана новая миссия, но только с 1858 г. началась деятельная работа. В 1884 г. были изданы на китайск. яз. богослужебные книги в 20 томах, в 1839 г. архим. Гурий Карпов перевел Евангелие, в 1889 г. арх. Палладий издал "Кит.-русский словарь". Во время восстания в 1900 г. русская миссия спасалась в зданиях англ. посольства, мятежники сожгли русские церкви в Калгане, Дун-динь-ане, Пейтахо, в Пекине северное подворье, из имущества не удалось ничего спасти; особенно важна потеря типографии, где погибло до 30.000 кит. значков и досок с текстом богослуж. книг и некоторые ценные труды арх. Палладия и о. Исаии. Паства потеряла из 1000 до 300 убитыми, и многие отреклись. В 1902 г. бывший нач. миссии архим. Иннокентий назначен еписк. в К. с наименованием: "Переяславский", учреждены были новые штаты и оклады; при еписк. 2 иеромонаха или свящ., 1 иеродиакон и 2 причетника, при миссии - 3 иеромонаха, 1 свящ., 1 катехизатор и 3 учителя кит. яз., на содержание отпускается около 20.000 р. На месте разрушенного подворья восстановлен Успенский монастырь, построены церковь во имя Успения, трапеза, корпус для братского общежития, школа, дом и церковь во имя св. Иннокентия иркутского для епископа, на месте погребения китайских мучен. христиан церковь Всех Святых, приют, метеорологическая станция; на кладбище выстроена церковь во имя св. Серафима Саровского. В подворье живут: настоятель мон., архимандрит, 78 иеромонахов, 2 иеродиакона, 4 монаха, 4 рясофорных, 12 послушников, 3 священника и 3 диакона из китайцев. На монастырском дворе находится также школа для девочек, принадлежащая ведению миссии, а также Сретенская церковь при дипломатической миссии, церкви в других крупных гор. К., миссионерские отделения с церквами и школами для мальчиков и девочек, молитвенный дом и школа в Пекине при заводе и пекинское подворье с воскресной школой в Петербурга. В 1904 г. учреждено еп. Иннокентием "Братство Православной церкви в Китае" с отделениями в Маньчжурии, на ст. Пограничной, в Цицикаре и на ст. Хань-дао-хеузцы; члены этого братства должны строго соблюдать все церковные постановления, вести истинно христианскую жизнь, в постоянных молитвах и собеседовании. В 1904 г. братство начало издавать журнал "Известия Братства Православной церкви в Китае", дающий сведения о деятельности миссии и школ. В последнее время министерство финансов учредило до 10 так называемых церквей-школ, где преподавание поручалось учителю, а священники учили только Закону Божию.