Критика библейская

КРИТИКА БИБЛЕЙСКАЯ - это критика текста священ. кн. Ветх. и Нового Завета. К. направлена на исследование подлинности, установление правильного их чтения и объяснение их содержания. Св. книги Ветхого Зав. были известны христианам в греческом переводе 70 толковников, а кн. Нового Зав. во многих списках, причем в первых находилось много поправок и дополнений, а во вторых включены были неканонические кн. и отрывки из них. Уже при апостолах появляются различные искажения Св. кн. и не удивительно поэтому, что и на первых порах потребовалось отделение истинного содержания Св. книг от различных прибавлений. Признаками для определения подлинности Св. кн. были: историческое (т. е. было ли в предании апостольском) и догматическое предания, а равно слог и язык. Первым исправителем текста Св. кн. был Ориген, который кн. Вет. Зав. сличением с подлинниками на еврейск. яз. исправлял ошибки в греческ. переводах, его труд продолж. Памфил кесарийск. и Лукиан антиохийск. - пресвитеры. Исследование содержания библейских кн. основывается на сличении их с греческ., еврейск. и др. подлинниками. Этим трудом прославились - Климент, Дионисий, Кирилл Александрийский, Ипполит Римский, Ефрем Сирин, Евсевий Кесарийский, Феодорит Мопсуэтский, И. Златоуст, а на Западе блажен. Иероним и Августин. Последнего изв. сочинение по этим вопросам: "De doctrina Christiana". Из позднейших критиков на Западе был Лаврентий Валла (ум. 1465), Пагниц, Сикст Сиенский (1593). Отрицат. критику дают: Землер (1791), Штраус, Бруно-Бауэр, Гоферер и др. Из новейших критиков кн. Нового Завета были: Вельгаузен, Дильман, Делич, Кнежи Вейцэкера и др.