Киновия

КИНОВИЯ - иначе общежитие, форма монастырского жития. Система иноческой жизни, пройдя стадии анахоретства, уединенного образа жизни, келиотства - общинной монастырской жизни, скитства, или соединения нескольких келий, называемого лаврой, во главе опытного старца (аввы), дошла до высшей формы своего развития - до монастырской жизни, представляющей уже вполне определившуюся корпорацию. Монастырская жизнь началась впервые с Киновии в византийск. импер. Первую Кинов. мужск. и женскую учредил в Египте в Тавенниси препод. Пахомий Великий в IV в., затем его продолжателем в Малой Азии был Василий Великий. В основанных ими мон. разработан был устав, образцом которого воспользовались свв. Савва Освященный в VI в., Феодор Студит в IX в., Афанасий афонский в XI в. После них появляются уставы ктиторские, каковы устав монаст. Успения Богоматери, составленный патр. Алексием Студитом (XI в.), Всемилостивого Спаса - Михаилом Атталиатом, Бачковского мон. Богородицы - Григорием Бакурианом, патмосск. монаст. ап. Иоанна Богослова - св. Христодулом, кипрск. монаст. Богородицы Махера - иеромонах. Нилом в XII в. В России впервые воспользовался уставом для киновии св. Феодосий Печерский. Устав является обыкновенно в таких чертах: главой монаст. был иеромонах или архимандрит, назыв. игуменом или настоятелем; ему принадлежала высшая власть над иноками и забота о их нравственной и материальной жизни; он был для них примером подражания и начальником, без благословения и разрешения которого ничего не могло совершиться; сам же он подчинялся епархиальной власти и давал ответ братии в случае какого-нибудь правонарушения. Он управлял монаст. совместно с целым штатом, состоящим из эконома, экклезиарха, дохиара, или казначея, келаря, трапезничьего, виночерпия, епитирита, таксиарха, привратников и друг. Монахи все были равны между собой, были братьями, друзьями, безвыходно жили при монастыре, проводя время в постоянных молитвах и тяжелых работах. Допускались к пострижению все свободные совершеннолетние люди, если только давали искренний обет порвать все связи с миром и проходить известное трехлетнее испытание. Приношений от него не требовалось, но если у него было имущество, он обязан был его завещать монаст., причем не имел права потом приобретать личную собственность. При пострижении монах давал обет жить во славу Бога, согласно Св. Писанию, и этот обет обязывался хранить свято и нерушимо. Во главе всех монастырей и игуменов стоял киновиарх, избираемый иноками - братьями всех киновий. Первым киновиархом, или главным аввою, 13 монастырей состоял Пахомий Великий, живший в Тавенниотском монаст., который перед своей смертью назначил преемником себе Петрония; затем идет Орсисий, а после него препод. Феодор Освященный. В Понте же кин. был св. Василий Великий, а в Палестине св. Феодосий, обитавший в киновии Дер-Доси близ Иерусалима. К. наблюдал за общею жизнию всех монаст., назначал настоятелей и собирал общие собрания 2 раза в год: одно на Пасху для совместной встречи Светлого Христова Воскресения и другое в августе для дачи отчета и для ревизии. Несколько смешано понятие киновиарха с должностью игумена и начальника общежития каждого монаст. у афонского монашества, у которого первым К. был препод. Афанасий. На Руси водятся при лаврах Александро-Невск., Св.-Троицк. и др. отдельно маленькие монастырки, или метохи, наз. киновиями, имеющие чисто историческое значение. Они возникли еще до появления монастырей больших по греческому образцу, в память которого и носят как бы самостоятельный характер.