Керчь и ее христианские памятники

КЕРЧЬ И ЕЕ ХРИСТИАНСКИЕ ПАМЯТНИКИ - Керчь, или "Боспор", в древности "Пантикапея", почти тысячелетие просуществовала до введения здесь христианства и считалась по справедливости центром могущественного царства, великое значение которого под влиянием нашествия готов и гуннов, приходит в упадок к IV веку. Хотя еще точно не установлено время, когда христианство появилось в Керчи, но по некоторым данным появление его относится к IV в. по Р. X, хотя зачатки его существовали уже до III в., ибо уже в то отдаленное время боспорцы поддерживали сношения с Грецией, а из этого можно заключить, что тут существовала отдельная епархия, а потому и церковь уже имела некоторую организацию. Имеются неоспоримые данные, что православный храм св. Иоанна Богослова, с надписями и именами, сохранившимися и доныне, относится к V в.; теперь же он отчасти реставрирован. По своему участию на вселенских соборах известны керченские епископы Евдокс и Иоанн. Несмотря на нашествие гуннов, кочевавших до того в Крыму и Черноморских степях, старые города Херсон и Боспор не прерывали сношений с Византией, которая сообщила им свою культуру и завязала с ними торговлю. Христианство сюда проникло при помощи царевича Грода, крестившегося в Константинополе и имевшего своим крестным отцом византийского императора Юстиниана, после чего и гунны переходят частью в христианство, образуется государство, которое имеет правильно организованное войско, присланное царевичу Гроду императором Юстинианом для охраны христианской религии, а также и чеканную монету с изображением гуннских золотых и серебряных идолов. Но с введением христианства, образовался класс недовольных во главе с братом царевича Грода; восставшие гунны умертвили Грода, всех христиан и гарнизон византийский. Император Юстиниан утвердил непосредственно свою власть на Боспоре, прислав сюда византийские войска, перебившие мятежных гуннов, и, таким образом, власть Византии продержалась здесь до конца VI в. Более не имеется данных о дальнейшей судьбе этого края. Затем, уже в эпоху тмутараканского княжества, Боспор находится во власти русских князей в XI в.; но позже он опять переходит к Византии. В XIV в. в Боспоре обосновались генуэзцы и венецианцы, после четвертого крестового похода, в то время, когда в Крыму властвовали татары, ввели там римско-католическую епископскую кафедру, из епископов которой получил известность Франциск да-Камарино, имевший большое влияние; но до каких пор эта епархия просуществовала - не выяснено. Археологические раскопки, начавшиеся еще в начале XIX в., открыли массу памятников и письменных доказательств существования здесь некогда громадного, культурного, сильного и богатого царства. Большинство из найденных памятников относится к языческой эпохе Боспора, и только всего несколько десятков памятников, относящихся к христианской эпохе, да и эти последние содержат иногда только лишь имя и сан жившего; дат почти нет. Из этих памятников, имеющих дату, можно назвать: эпитафию с годом смерти Евтропия и серебряный щит с изображением византийского императора Юстиниана (оба относятся к VI в.); - надпись с крестом посередине, свидетельствующая о некотором сооружении, воздвигнутом императором Юстинианом, и эпитафия диакона Евсевия и 3-х других лиц (все пять отнесены к VI в.).