Клятвы Московских соборов

КЛЯТВЫ МОСКОВСКИХ СОБОРОВ 1666 и 1667 годов. Вышесказанные Клятвы М. соб. тесно связаны с церковной реформой патриарха Никона, исправителя богослужебных книг при царе Алексие Михайловиче. Реформатор в русской православной церкви, Никон, основываясь на авторитете Константинопольских патриархов, выступил против двуперстного крестного знамения, видя в двуперстии отклонение от правильного церковного обычая того времени. Вопрос о троеперстном крестном знамении был окончательно решен на Соборе в 1666 г., что и было записано в особом его постановлении. Главную роль имели в решении этого вопроса прибывшие в Москву специально для этого антиохийский патриарх Макарий, сербский митрополит Гавриил и никейский м. Григорий. Постановление собора заканчивалось преданием проклятию всех, не повинующихся этому постановлению. Внесенная исправлением книг смута в церковь не унималась, приверженцы старины не уступали, Никон вскоре оставил патриарший престол и церковь, объятую раздором. Алексий Михайлович, видя всю опасность распространявшегося раскола, с его явными отступлениями от православной церкви, решил созвать собор, что и было приведено им в исполнение в 1667 г. с присутствием на нем восточных патриархов Паисия александрийского и Макария антиохийского. Этот собор выступил против раскола, предав анафеме его приверженцев, упорно отказывающихся от повиновения церковной власти в этом деле.