Канон

КАНОН - по его церковно-юридическому смыслу - слово греческое, в переводе по буквальному смыслу означающее прямую палку, служащую для опоры, а ровно измерения, проведение прямой линии, позднее в более переносном значении - имеет смысл правила, руководственной, как нравственной, так и юридической нормы, в каковом смысле оно и употребляется в церковной терминологии, появляясь впервые в послании Апостола Павла. К. - это правила веры и жизни христианской, это постановления вселенских соборов, а также и местных, и отдельных авторитетных лиц. В первые века христианства, когда Христово учение в жизни встречалось с трудно разрешаемыми вопросами веры, созывались соборы из епископов, которые, обсудив основательно и дав объяснение вопросу согласно учению Христа, выносили известные обязательная постановления, которые мало-помалу и образовали канон - норму, регулирующую жизнь церковную, давая тем правила управления и дисциплину церкви. К., подобно закону "в гражд. праве", имел такое же обязательное значение в церковном. С течением времени он вытеснил обычай, некогда единственный источник церковн. права, вполне заменив его, но, конечно, не абсолютно, а относительно, оставив обычай решающим в тех вопросах, в которых он (т. е. К.) не давал ответа. Обычай, господствовавший до появления К., не исчез, не оставив следов, которые во множестве отразились в самых же канонах. Какова бы ни была область применения обычая, но он все-таки оказался в подчинении, в зависимости от К., который сделался руководителем, указателем и контролером обычая; не раз на него налагалось запрещение, коль скоро он противоречил К. или как-нибудь мешал исполнению постановлений К. Церковное законодательство, по свидетельству многих, возникает с первого века христианской жизни, еще задолго до вселенских соборов, когда для решения трудных вопросов собирались местные соборы, многие постановления которых были впоследствии утверждены вселенскими соборами.