Категории

КАТЕГОРИИ (от "высказывать", греч.). - Общие понятия, получаемые как продукт мышления содержания опыта. Функции К. состоят в установлении единства, связи, порядка, объективности. Первою К. есть "я", а обыкн. рефлексом служит - "вещь", "действие", из которых вытекают др. категории. Учение о К. зародилось в древности уже в индийской, а затем в греч. философии. Платон представляет высшие родовые понятия - бытие, тожество, инакость, изменение и постоянство. Аристотель, считающийся основателем учения о К., указывает на следующие: субстанцию, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание; в другом случае он же насчитывает те же без "положения" и "обладания". Стоики указывают на субстанцию., качество, состояние и отношение. В средних веках только разрабатывались К. Аристотеля. Блаженный Августин считает следующие К.: memoria, intellectus, voluntus. Спиноза и др.: субстанцию, модусы и отношения. Новое учение о К. выдвигается Кантом, который выводит их из "чистого разума". Соответственно делению логикой суждений К. бывают: I - К. количества - единство, множество, всеобщность; II - качества: реальность, отрицание, ограничение; III - отношения: принадлежность и самостоятельность, причинность и зависимость, общность; IV - модальности: возможность и невозможность, бытие и небытие, необходимость и случайность. Замечательны К. Эдуарда фон Гартмана, которым он дает определение: "бессознательные интеллектуальные функции", указывая на следующие: А - К. чувственности: I - К. ощущения - качество, количество; II - воззрения: Пространственность. В - К. мышления: I - Основная категория отношения; II - К. спекулятивного мышления: причинность, целесообразность, субстанциональность. К учению Гартмана примыкает Древс. Из немецких ученых, дающих полные определения известны Ричль, Вундт, из французских - Ренувье, по которому существуют следующие: отношение, число, место последовательность, качество, возникновение, причинность, цель, личность. К. и взгляд на них имеет отношение и к богословию, иногда создавая особые направления и движения в последней.