Казуистика

КАЗУИСТИКА - нашла себе место преимущественно в римско-католической церкви. Ее задача состоит в том, чтоб "раскрытый и уже обоснованный всеобщий нравственный закон применять к различным конкретным случаям нравственной жизни человека и разрешать недоумения совести, возникающие при этих случаях (casus conscientiae)". Расцвет казуистики относится особенно к XIV и XV векам, если не считать казуистики специально иезуитской, падающей на более позднее время. Из казуистов могут быть названы: Раймунд пеннафортский (XIII в.), Астезан (XIV в.), Ангелюс Клавазио (XV в.), Силвестр Приериас (современник Лютера и антагонист последнего) и мног. др. Со времени возникновения в XVI веке иезуитского ордена, казуистика нашла себе радушный приют особенно у этих ревностных деятелей католической церкви. У них она достигла небывалого расцвета, но с тем вместе извратилась окончательно. После того, как "основатель ордена редемптористов" - Альфонс Лигуори ( 1787 г.) - был "причислен к лику святых" (в 1839 г.) и к "сонму учителей церкви" (в 1871 г.), иезуитская казуистика оказалась всецело одобренной уже самим римским папою, и пока последний не откажется от своей мнимой "непогрешимости", авторитет иезуитской казуистики, подтвержденный высшею церковною властью, останется незыблемым в католическом мире.