Коливо

КОЛИВО (иначе Кутия) - вареная пшеница с медом, пища бедных римлян, называвшаяся "coliphia". В христ. церкви К. приносится: 1) в честь и память Господних праздников и святых, 2) в память усопших и 3) в пятницу 1-й недели Великого поста в воспоминание о том, как св. Феодор Тирон уведомил еп. Евдокия о приказании Юлиана Отступника окропить идоложертвенной кровью все припасы на торжище Антиохии и посоветовал употребить в пищу К. и этим спас христиан от осквернения. Обычай приносить К. в первых двух случаях существовал уже в IV в., а в третьем случае не ранее XIII в. К. в первых случаях составляет, вероятно, воспоминание тех древних трапез, или вечерь любви, которые устраивались в древней церкви во дни кончины мучеников и простых смертных. Поминовение усопших и приношение за них К. совершаются в Великий пост только в пятницу вечером, субботу и неделю, исключая остальные седмичные дни; это основывается еще на постановлении Лаодикийского собора 364 г. Благословение К. в честь и память святых совершалось по древней практике чтением одной из 3 молитв: современной "Сотворивый вся словом Твоим, Господи" или "Боже, Все держителю, создавый", или "Благословен еси, Господи". Благословение К. в память усопших иногда состояло из одной молитвы: "Владыка Господи Боже наш, во свете живый" или "Благословен еси Боже отцев наших", или "Вся сотворивый словом Твоим, Господи"; по сравнению с теперешним оно имело больший объем - содержало пение погребального канона и погребальных стихир; иногда принимало форму целого последования с различным составом, смотря по тому, в память кого, мирянина, священника или монаха, приносилась К. Как остаток древних трапез во дни памяти святых и усопших, К. входит и в настоящее время в состав поминального стола и для него благословляется. В русской церкви обычай приносить К. отмечается уже в вопросах Кирика к еп. Нифонту.