Иаков "Праведный" и вопрос о "братьях Господних"

ИАКОВ "ПРАВЕДНЫЙ" И ВОПРОС О "БРАТЬЯХ ГОСПОДНИХ" - в Евангелиях часто встречается упоминание о "братьях Господних", упоминаемых иногда и поименно, и сестрах, имена которых в новозаветных книгах не отмечаются. Из двух почти одинаковых свидетельств (Мф. 13, 54 - 56; Мрк. 6, 3) мы достоверно знаем, что братьев Господних было четверо: Иаков, Иосия (по более точным научным сведениям Иосиф), Симон, или Симеон (разное произношение одного и того же имени), и Иуда. Из них наиболее известны Иаков, занимавший выдающееся место на апостольском соборе, и Иуда, написавший известное послание. До сих пор нет данных о том - принадлежали ли эти лица к числу XII апостолов или нет. И хотя наука склоняется в пользу второго мнения, но есть еще доселе ревностные защитники противного мнения. Ни в евангельских, ни в других новозаветных книгах нет разъяснений, почему "братья Господни" носили это наименование. Как в древнее, так и в новейшее время существовало и существует на это несколько мнений, из которых можно указать на 1) мнение св. Епифания, епископа кипрского, отца церкви и известного писателя IV века. В своем сочинении "О ересях" св. Епифаний выступает противником еретического взгляда антидикомарианитов, т. е. лиц, смотревших на Марию так, что она после рождения (сверхъестественного) Христа сожительствовала с мужем, т. е. Иосифом; отсюда и происхождение братьев и сестер Господа. На лжеучение это надо смотреть, однако, как на пережиток взгляда евионитов, утверждавших, что и Сам И. Христос есть плод брачного сожительства Марии с Иосифом. Опровержения св. Епифания распадаются на две группы: в одной разъясняется, что Мария, Мать Христа, не была и не могла быть в брачном сожительстве с Иосифом, в другой св. отец пробует раскрыть, кто называется "братьями Господними" в евангельских и новозаветных книгах. Опираясь на те же данные, что и его противники, св. Епифаний пробует дать им другое толкование, а относительно "братьев Господних" высказывает мнение, что Иосиф до того времени, как была ему вручена Мария для охранения ее девства, был женат на еврейке, и от этого-то брака имел шестерых детей: четырех мужского пола (Иаков, Иосия, Симеон и Иуда) и двух женского пола (Мария, Саломия). Однако же едва ли не главным источником сведений послужил для св. Епифания апокриф, известный под названием "Первоевангелие Иакова", приписываемый Иакову, "брату Господню", но на самом деле, как думают, произведение, относящееся уже ко II веку. Апокриф этот, в рассказе об избрании обручника для отроковицы Марии и затем дальнейших событий, является слишком необоснованным, в нем встречаются даже некоторые противоречия, и хотя он и был принят св. Епифанием и некоторыми другими писателями-богословами, но вряд ли он может быть принят вполне, как обоснованный на известиях, принесенных в евангельскую историю извне, лишенных вероятности, что едва ли позволяет строить на них объяснение фактов евангельской истории. 2) Мнение блаж. Иеронима и Гельвидия. - Эти два мнения относятся также к IV веку. Исходным пунктом лжеучения Гельвидия служило его убеждение о превосходстве брачной жизни перед девственною. Подобно евионитам и антидикомарианитам, он утверждал, что Мария, после чудесного рождения Христа, вступила с Иосифом в действительный брак и имела от этого брака известных в Евангелии "братьев Господних". Это лжеучение нашло себе сильное опровержение в произведении блаж. Иеронима (383 г.). В нем блаж. Иероним хотя и не обосновал твердо свое мнение, но поставил вопрос на научную точку зрения. Свои опровержения лжеучения Гельвидия он старается вести не на основании апокрифов, а на основании евангельских слов, которые некоторой своей неясностью допускают несколько толкований. Относительно "братьев Господних" блаж. Иероним допускал гипотезу, что Приснодева Мария имела сестру Марию Клеопову, дети которой приходились таким образом двоюродными братьями Христу. Но в последующих своих произведениях блаж. Иероним, по-видимому, и сам потерял веру в эту свою гипотезу. Относительно принадлежности к числу XII апостолов "братьев Господних", блаж. Иероним примыкал к мнению Гельвидия, по которому Иаков, Симон и Иуда были в числе XII апостолов. Это мнение не имеет за собой твердости. Вопреки всем ожиданиям мнение блаж. Иеронима нашло себе широкое распространение в богословских кругах латинской церкви, ее принял и блаж. Августин. В настоящее время гипотеза эта принята католической церковью и удерживается среди протестантского ученого мира. 3) Мнения Лайтфута и Цана. Из новейших теорий о "братьях Господних" прежде всего обращает на себя внимание трактат Джозефа Борьера Лайтфута под заглавием "Братья Господни". В этом своем произведении он вполне примыкает к мнению св. Евстафия, стараясь показать превосходство его над всеми другими гипотезами. Профессор эрлангенского университета Теодор Цан, напротив, отрицая мнения блаж. Иеронима и св. Евстафия, всецело встает на точку зрения Гельвидия. В своем трактате "Братья в точном смысле и двоюродные братья Иисуса" он старается более подробно и научно доказать превосходство своего, или вернее Гельвидия, взгляда на происхождение "братьев Господних". Мнение Цана, однако же, нашло себе не многих сторонников. 4) Мнение Эндемана. К. Эндеман является строгим сторонником-приверженцем теории блаж. Иеронима. В своей статье "К вопросу о братьях Господних" (1900 г.) он старается доказать теорию блаж. Иеронима, слегка ее видоизменяя, но доказательства его мало убедительны и имеют мало сторонников. Наконец, 5) новая попытка решить вопрос "о братьях Господних, которую дает нам проф. А. П. Лебедев в своих трудах. Здесь происхождение "братьев Господних объясняется так: Иосиф обручник имел брата Клеопу, жена которого называлась Марией. Таким образом, Мария Клеопова по Иосифу приходилась сестрой Приснодеве Марии, и следовательно, дети ее - братьями Христу. Это мнение так же, как и предыдущие, опирается на некоторые места из Евангелия и др. священные писания и выразителем его в древности был Иоанн Златоуст и древнехристианская "антиохийская" школа. В заключение, однако же, нельзя не сказать, что большинство русских писателей склоняются к теории св. Евстафия, хотя есть сторонники и блаж. Иеронима и последней (5) указанной здесь теории. Рьяным приверженцем Гельвидия был известный художник Верещагин в своих художественных произведениях.