Иерархия

ИЕРАРХИЯ - по христианским понятиям это слово обозначает тот священный строй или тот порядок, посредством которого достигается единение с Богом. Дионисий Ареопагит, первый употреблявший это слово, прилагает понятие его к миру духовному или ангельскому. По нему все духовные существа разделяются на три триады или девять чинов и все они являются посредниками между Богом и человеком, причем каждый из этих разрядов, воспринимая божественное ведение и силу от высшего, передает его низшему. Церковная иерархия является продолжением иерархии небесной. Она также разделяется на три степени (высшая, совершительная, - иерарх, средняя, световодственная, - священнослужитель и низшая, очистительная, - дьякон), проводящие в таинствах откровение в жизнь верующих. В обыденном, более широком смысле слова, иерархия соответствует понятию клира, т. е. разделенное на степени сословие священнослужителей. Иерархия ведет свое начало от Самого Иисуса Христа и от сошествия Св. Духа на апостолов и потому, ни в каком случае, не может считаться, как установление человеческое, бывшее как бы следствием развития церковной жизни. Как определенное учреждение, основанное Христом, иерархия является для нас обязательной, а потому не будет иметь силы служение лица, хотя бы и воспроизводившего все внешние иерархические формы, но не имевшего полномочий, переданных при посредстве видимого знака таинственного рукоположения. Развитие богослужебных форм постепенно привело к установлению, кроме указанных, еще низших степеней. Но это имеет только каноническое значение, а не касается догматической сущности иерархии, как не касается ее разделение одной и той же степени на различные звания (патриарх, митрополит, экзарх, архиепископ; протоиерей, иерей, протодиакон, диакон и т. д.). В р.-католической церкви учение о примате римского первосвященника, что в значительной степени ограничивает значение иерархии, несколько отличает понимание иерархии от понимания ее православной церковью. Этому различию отчасти помогает еще и то, что, вообще, западные богословы уделяют внимание внешности, а не внутренней глубине содержания, почему здесь на первый план выдвигается, как самая существенная в священнослужении, жертвоприносительная функция. Это, в свою очередь, дает некоторые отличия в учении о степенях иерархии, имеющие, однако же, более школьно-богословский характер. В общем, однако же, р.-католическая церковь сохраняет, как и православная, кафолический принцип иерархического служения. Протестантство, приняв новое учение о спасении, отвергло иерархический принцип служения в церкви. Церковные служители считаются простыми делегатами общества верующих, и как служители таинств и слова они все равны между собою. Единственным же истинным хранителем и носителем священства есть само общество верующих.