Иаков, св. апостол "Праведный", и его литургия

ИАКОВ, СВ. АПОСТОЛ "ПРАВЕДНЫЙ", И ЕГО ЛИТУРГИЯ - в христианской церкви с именем св. ап. Иакова, "брата Господня", соединяется и представление о литургии, составленной им. Но еще с глубокой древности и до сих пор существует на этот предмет много разнообразных взглядов. Для одних писателей литургия эта есть произведение апостольское, другие же это отрицают. На стороне первого стоял Трулльский собор и некоторые патриархи константинопольские и александрийские, а в новейшее время некоторые католические писатели (Ассемани, Беллярмин и др.) и наши православные (архиеп. Филарет Черниговский, A. Катанский и др.). На стороне второго мнения - известный в древности александр. патр. Марк и др., а в новейшее время - протестанты (Бемер, Нич, Шене и др.). Но как те, так и другие в выводах своих допускают крайности. Апостольская основа в истории развития литургии ап. Иакова первое и существенное звено, и, соглашаясь с мнением второй группы писателей, мы рискуем оставить процесс развития без начала. Мнению же первой группы писателей, объясняющих происхождение литургии от одного автора, противоречит факт необычайного разнообразия ее состава в различных списках, которые хотя и имеют общее содержание, тем не менее в частях своих носят несомненные признаки позднейшего послеапостольского происхождения. Происходя со времен ап. Иакова, как первого совершителя евхаристии в Иерусалиме, в современном своем виде литургия есть произведение более поздних эпох. V, VI и VII века особенно известны разработкой и составлением некоторых частей литургии, последним же моментом развития был 1362 г., когда было внесено песнопение в честь Божией Матери. Существует целый ряд списков литургии Иаковлевой, из которых древнейший мессинский (X стол.), затем парижский No 476, рукопись синайской библиотеки No 1039 и др.

Проститутки Студенческая