Иероваал

ИЕРОВААЛ - имя двух израильских царей. 1) И. I - первый царь (973 - 952 г. до Р. Хр.) Израильского (десятиколенного) царства. Он был сын Новата и Церуды из колена Ефремова. Выдающиеся способности и мужество скоро заслужили ему благосклонность Соломона. Но истый Ефремлянин, он, как и другие из его колена, с неудовольствием и раздражением смотрел на подчинение царям из колена Иуды. Пророк Ахия предсказал ему, что он будет царем Израиля, т. е. над 10 коленами Соломонова царства. И. не хотел выжидать естественного хода событий и решил завладеть царством при жизни Соломона, но, замеченный последним, бежал в Египет. По смерти Соломона, когда сын его Ровоам не пошел на уступки, предложенные израильтянами, последние выбрали своим царем вернувшегося из Египта Иеровоама. Так произошло разделение царства Иудейского, которое и ранее уже чувствовалось в некоторой обособленности Иудина колена. Столицей Израиля был вначале Сихем, потом Пенуил и наконец Фирца. С целью закрепить еще более разделение и укрепить власть за своим домом, И. ввел, рассчитывая на низкие вкусы народа, служение Иегове под чувственным видом тельца, поставив двух золотых тельцов на границах своего царства. Эта религиозная реформа была принята большинством народа, но левиты не захотели изменить преданиям старины и ушли из Израильского царства, как и многие другие. Пророки Амос и Осия в культе тельцов видели отвержение Иеговы и предсказывали гибель дому Иеровоама. Иеровоам, вступив на престол израильский, почти все время вел мелкую войну против Ровоама, которая, однако же. при Авии, царе иудейском, вызвала большое сражение, закончившееся большим кровопролитием и потерей Иеровоамом нескольких городов. 2) Иеровоам II, царь израильский (822 - 781 до Р. Хр.), четвертый из дома Ииуя, сын Иоаса. Период царствования этого царя был периодом наивысшего блеска и счастия Израильского царства. Хороший воин, царь распространил далеко пределы царства, воюя счастливо с сирянами, налагая дань на Дамаск и Емаф. Счастливое внешнее положение способствовало и внутреннему благосостоянию, но как следствие этой полной удачи и материального благосостояния появились изнеженность, роскошь, притеснение бедных и разврат. Царь, а с ним и народ, отправляли пышное служение Иегове под образом тельца. Вместе с Иеговою служили и Ваалу. Этот разврат вызвал грозные пророчества со стороны прор. Амоса и Осии. Но их не слушали, а напротив, гнали, обвиняя в возмущении.