Иегова

ИЕГОВА - слав.-русск. Господь, собственное имя Бога (Израилева), в отличие от других нарицательных имен Его, приписываемых и языческим богам, обозначает самое существо или бытие Бога, а не отдельные свойства его. Значение или идея этого имени по ветхозаветно-библейскому употреблению Его весьма ясно выражается уже хотя бы, напр., в откровении Моисею (Исх. 3, 14 - 15). Посылая Моисея освободить израильтян из рабства, Бог говорит Моисею: "Я есмь Сущий... так скажи сынам израилевым: Сущий послал меня к вам... Господь Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот Имя Мое во, веки и памятование о Мне из рода в род". Отсюда - Бог есть верховное бытие и источник бытия, Бог вечный, бесконечный, неизменный и безначальный, Он творец всего мира и человека, Бог духов всякой плоти, Он владыка и хранитель нравственного миропорядка, судящий как действия, так и сокровенные мысли и чувства людей. Это значение имени И. проходит через весь Ветхий Завет, выражаясь в древнейших, а равно и позднейших книгах. Относительно времени возникновения имени И. мнения ученых и богословов расходятся: часть их признает за начало возникновения и употребления Его лишь только время с Моисея, другие же, что имя И. было известно евреям и до Моисея. Последнее предположение подтверждают те собственные имена, с которыми соединялось имя И. несомненно до Моисея. Большое затруднение, как для исследования этого вопроса, так и вопроса о точном и верном произношении этого имени, представляет тот суеверный страх, который охватил евреев после их пленения перед этим именем, отожествлявшим непостижимое существо Божие. Этот страх вызвал вначале ограничение употребления этого имени, а впоследствии даже запрещение произнесения его. Лишь один первосвященник, один раз в год (в день Очищения), мог произносить его. Вместо собственного имени Иегова, стали произносить то с гласными второго имени Божия - Адонай, то с гласными третьего - Элодим. Есть попытки приписать имя И., как заимствование от некоторых якобы сходных названий языческих богов древних соседей Израиля, но попытки эти исторической почвы под собой не имеют.