Гностицизм

ГНОСТИЦИЗМ - философское учение, стремившееся примирить язычество с христианством. Происхождение этого слова ведется от греческ. "гносис" - знание, сказанное у ап. Павла (1 Кор. 13, 21) в смысле познания путей Божиих в искуплении. Гн. доктрины представляют собою смешение христианской и языческой мысли. Гностики учили, что бездна неизведанного, вечное, невидимое существо стоит в центре всего, вечно действует и распространяется посредством эманаций в суждениях. Они изменили христианское представление о Троице в великую Триаду, олицетворенную в Материи, Демиурге и Искупителе. Высшие истечения, части божественного существа, назыв. "эонами". Они расположены в классы в виде символических чисел и образуют союз "плерому", т. е. полноту разума. Г. весьма плодовит различными течениями. Согласно одному - самое последнее, совершенное истечение из "полноты разума" это Демиург - сочетание света и мрака, силы и слабости, он сотворил мир, заключил в нем наши души и обременил их материей. Он - одна из высших властей божественного разума, мысли, духа - Искупитель - спасает нас от материи. Согласно другому учению, Демиург - представитель и орган высшего Бога, посланный Божественным промыслом специально евреям, в качестве Иеговы. Гностики делили людей на 3 разряда: 1) связанные и ограниченные материей, земные люди, 2) достигающие божественного света, духовные люди, или пневматики, и 3) способные возвыситься до Демиурга, психики. К психикам относятся иудеи, а истинные христиане суть пневматики. Основателями гн. считаются Симон Волхв, Менандр, Церинт. Во II веке в Александрии возникла секта Василидиан, которая приняла 365 эонов, или циклов творения; о них упоминают Ириней и Епифаний, Ипполит и Климент Александрийский. К иудействующим гностикам, кроме Василида, относится и Валентин. Главные представители антииудейских гностиков - Сатурнинг, или Сатурнил, антиохийский во II в., Маркион синопский. Первый учил, что Христос разрушил Бога иудейского и что христианство в корне враждебно иудейству и язычеству. Другой ставил христианство выше иудейства и язычества. Бог есть любовь, за Ним следует немилосердный Бог В. З. Бог из жалости послал Иисуса, но из-за Демиурга Хр. распинают. Тогда Хр. уже в аду сбрасывает Демиурга, а себе избирает апост. Павла и дает ему чистое евангелие. К языческим гностикам относятся карпократиане и последователи Симона Волхва с сектами антитактов и николаитов. Затем идут офиты, поклонявшиеся змею, олицетворявшему то зло, то добро. Третья секта языческ. гностиков - последователи Иустина. По их учению, женское существо Эдема, произошедшее от мужчины, вступает в связь с Демиургом. Рожденные от них люди наполняют землю злом, из которого их не могут вырвать пророки и ангел Варух. Противником зла выступает Христос. Из других сект Г. известны: ператы, наасены, сифиане, фивиониты, стратиоки, которые в своих учениях смешивали противоположные идеи политеизма, пантеизма, монотеизма, философские системы Платона, Пифагора, Гераклита вместе с мистицизмом, демонологией и великим учением И. Христа. В общем гност. безусловно можно назвать противниками истинного христианства.