Гегель

ГЕГЕЛЬ (Георг-Фридрих-Вильгельм) - род. в 1770 г., ум. в 1831 г. - философ, который оказал громадное влияние на своих современников и на дальнейшее развитие науки и философской мысли. По Г., цель бытия и цель философии - одна. Цель философии - истина, цель бытия - самопознание или самосознание; таким образом - процесс бытия есть процесс философствования и вместе с тем процесс самоосвобождения, ибо назначение истины есть приобретение свободы. Мысль предшествует бытию, всякое бытие есть выражение или раскрытие мысли. Начало всего - абсолютная мысль, или идея, которая через самоотрицание переходит в бытие, а бытие, развиваясь, достигает сознания и самосознания; таким образом здесь возвращение идеи самой в себя, или самосознание абсолютного духа через посредство конечного духа и достижение такого самосознания есть цель и религии, и философии, достигаемая обеими различным образом. Религиозный процесс, по Г., в его существе и его исторических формах таков: 1-я форма, в которой религия вступает в сознание, есть чувство, она существует только для субъекта чувствующего и познается совершенно субъективно; 2-я форма - это воззрение, созерцание, в котором предмет поставляется виде субъекта и служит ему предметом чувственного созерцания, и наконец, 3-я форма - представление, где предмет является в форме всеобщности, в форме мысли; элементы представления анализирует и упорядочивает рассудок. Религия здесь является самосознанием Абсолютного Духа или знанием божественного Духа о Себе Самом через посредство конечного духа, и такая религия - есть христианская, которая имеет своим содержанием единство Бога и человека, бесконечного и конечного, единство, которое утверждается через возвращение из различия. Христианство - абсолютная религия, но и другие религии, по учению Гегеля, необходимы в процессе самореализирования понятия религии. Г. делит эти религии на религии: 1) непосредственности и 2) духовной индивидуальности. К 1-м относятся: волшебство или шаманство - религия непосредственности, религии меры - китайская, религия фантазии - браминская, религия бытия в себе - буддизм, персидская религия - света, сирийская религия - страдания и скорби и египетская религия - загадки. Ко 2-м относятся три стадии: 1) иудейство - религия возвышенности (единства), 2) греческая - религия красоты и римская - религия целесообразности. Христианство - религия абсолютная, ибо в нем сознанию выясняется, что Бог не противостоит конечному "я", как внешний предмет, но как Дух, Бог полагает вне Себя конечное, чтобы через него возвратиться к Самому Себе; христианство - религия откровенная и положительная, ибо оно содержит знание, что оно само есть Бог, достигающий самосознания в конечном "я", и она есть определенность нашей собственной разумности; христианство - религия свободы и истины. Гегель - основатель диалектического метода мышления; всякое понятие проходит три степени: 1) тезис - утверждение понятия в ограниченности, как положительного или истинного, 2) антитезис - самоотрицание понятия из-за внутреннего противоречия между его ограниченностью и тою истиною, которую оно должно представить, и 3) синтезис - разрушение этой ограниченности и примирение понятия со своим противоположным в новом, высшем, более содержательном понятии. Г. - автор знаменитого утверждения: "что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно". После его смерти в его школе произошел раскол из-за религиозных вопросов, о которых сам Г. высказался недостаточно определенно; школа разделилась на старогегельянскую (так наз. "правую" ) - Гешель, Габлер, Гинрикс, которая решала вопросы о личном бессмертии, учение о Боге в духе христианского теизма, и на младогегельянскую (так наз. "крайнюю левую") - Михелет, Штраус, Фейсрбах, Бауэр, которая проводила более пантеистические взгляды. Толчок к расколу дал Штраус своей книгой "Жизнь Христа". Между этими двумя направлениями среднее представляют Эрдман, Розенкранц и Шаллер.