Григорий Богослов

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ - великий отец и учитель церкви, родился около 329 г. в Каппадокии, близ г. Назианза. Отец Гр. Б., тоже Григорий, принадлежал к секте "озаренных тиистов", но затем под влиянием жены, ревностной христианки, он крестился в 325 г. и вскоре после того сделался пресвитером г. Назианза, а впоследствии и епископом этого города. Г. Б. был первым его сыном, явившимся по молитве после долгих лет бездетной супружеской жизни. Мать его, Нонна, будучи сама убежденной христианкой, постаралась и Г. Б. дать истинно христианское воспитание, чему много содействовала высоконравственная обстановка окружающей их жизни. Отец же Г. Б., не имея сам большого богословского образования, сыну постарался дать лучшее по тому времени, вполне законченное образование. Сперва Назианз, две Кесарии, Александрия и как завершение - Афины. В Афинах Г. Б. пробыл около 10 лет и за это время основательно изучил литературу и философию классической древности и вполне овладел риторикой и диалектикой. Здесь же в Афинах укрепилась и дружба Г. Б. с Василием Великим, начавшаяся еще в Кесарии и продолжавшаяся всю жизнь их. Покинув Афины, Гр. возвратился в родной Назианз и здесь мечтал об уединении для созерцательной, посвященной одному Богу жизни, ибо по воспитанию и по своим душевным свойствам такая жизнь прельщала его гораздо более, чем активная деятельность. - "Мое лучшее богатство, - говорил он, - Христос, Который возносит ум мой горе". - Блестящие способности его не могли, конечно, быть скрытыми для окружающих, и жители Назианза предлагают ему пресвитерство. Но Г. отказывается, боясь расстаться с той жизнью, которая ему больше по душе, и тогда отец его, против воли, посвящает в сан пресвитера. Это событие настолько смутило его душевный покой, что он бежал в Понт, в монастырь своего друга Василия, чтобы там в уединении найти душевное спокойствие и равновесие. Лишь настоятельные просьбы отца вернули его к месту его служения. От Василия Великого он получил посвящение в епископа г. Сасима. Вернувшись к отцу, Гр. деятельно помогает ему, а затем, когда отец умер (374 г.), управление церковью Назианза всецело переходит к нему. Вскоре после смерти отца не стало и любимой матери. Г. Б., чувствуя себя освобожденным по отношению к родным, приглашает епископов для избрания заместителя отца, сам же наконец осуществляет свою давнишнюю мечту и всецело отдается созерцательной жизни. Однако удаление его было непродолжительно. В 379 году умер Вас. Вел., и православная церковь могла получить достойного преемника ему лишь в лице Г. Б. В это время христианский мир разделился на две части - православную и арианствующую. К первой принадлежали области: Египет, Палестина, Македония, Ахаия, Дакия; в них важнейшее значение имела церковь Александрийская. Ко второй - Сирия, Фракия, Азия и Понт; центральное значение имела Антиохийская церковь, а за нею Константинопольская приобрела весьма важное значение в церковных делах. Г. Б., побуждаемый своими друзьями и почитателями, выбрал для своего жительства именно Константинополь, где к тому времени врагами православия были епископы Евсевий, Македоний, Евдоксий, Демофил. Прибыв в Константинополь, Г. весь отдался делу возрождения здесь православия. Энергия, красноречие, доброта и добродетельная жизнь создали ему многочисленных сторонников и настолько высоко подняли его авторитет, что даже такие люди, как бл. Иероним, приходили к нему оказать знаки любви и преданности. С целью более упрочить православие, Г. Б. завязывает сношение с Александрийской церковью. Но близкие связи с александрийцами расстроились вскоре после того, как один из александрийцев, некто Максим Циник, воспользовавшись доверием Г., задумал интригами овладеть кафедрой Г. Б. В этой интриге Максиму помогли некоторые епископы Египта и в числе них епископ Петр Александрийский. Они, тайно прибыв в Константинополь, ночью в церкви Гр. Б. посвятили в епископы Максима. Но, несмотря на это народ и импер. Феодосий были на стороне Григория, и он остался на кафедре и отдался делу еще с большей энергией. В это время указом импер. Феодосия православная вера должна была быть верой всей империи. Арианский епископ Демофил принужден был отречься от кафедры, и она по просьбе Феодосия и народа перешла к Григорию. В то же время, чтобы указу придать более силы, был созван собор, который получил название второго вселенского Константиноп. собора. Во время собора умер председатель его Мелетий, и председательство перешло к Григорию. Мягкость и душевная доброта Г. послужили на пользу врагам его. Они внесли своими раздорами большую смуту в дела собора, и Г., не желая служить причиной раздора, отказался от занимаемой им архиепископской кафедры. Он удалился в 381 г. в родной Назианз и здесь до 383 г. управлял церковью. Время, в которое жил Гр. Б., было отмечено не только появлением различных ересей, начиная с арианства, но также и нарождением нового направления богословской мысли, представители коего вопросы веры хотели подчинить разуму, совершенно не придавая значения вере. В лице Г. Б. церковь имела ревностного защитника веры, попираемой маловерием. Значение трудов Т. здесь громадно. Благодаря своим блестящим дарованиям он метко вскрывает всю несостоятельность этих учений. В ярких красках изображает он противоположность между ограниченностью нашего ума и предметом его постижения - неисследимым Божеством. Указав на невозможность полного постижения Бога, в его существе, как стоящего выше всяких определений и представлений, Т. дает ряд ценных указаний для познания Бога постольку, поскольку деятельность его проявляется в мире. Т. о. разница между Г. Б. и его противниками в делах веры выражалась следующим сравнением: по Г. Б., Бог - тот непостижимый идеал, стремясь к Которому разум человеческий совершенствуется и очищается. Арианствующие, 1) полагая, что разум человеческий способен постигнуть Божество, низводили Его на степень земного и 2) исказили учение о Лицах Св. Троицы, а потому Г. Б. дает в опровержение их лжеучения законченное догматическое толкование о Лицах Св. Троицы. В этом изложении с полнотой и ясностью дано православное учение о Лицах Св. Троицы, и это самая крупная и важная сторона богословской деятельности Г. Б. Кроме того в догматическом отношении особенно важными еще являются: 1) "Пять слов о богословии", за них ему дано название Богослова, 2) "О поставлении епископов и о догмате Св. Троицы", 3) "О соблюдении доброго порядка в собеседовании о Боге". Всего им написано 45 слов, 243 письма и несколько поэтических произведений. Как проповедник, Г. Б. производил на слушателей неотразимое, захватывающее впечатление. Силою своего слова он вернул Константинопольской православной церкви ее первенствующее место. Сделавшись в Константинополе главою церкви, он по отношению к иномыслящим проявил самую широкую терпимость, ему чувство мести было совершенно чуждо. За всю свою жизнь он никого не обидел, никому не причинил зла. Самоотверженный и преданный друг Вас. Вел., ходатай за бедных и угнетенных, - таким является он в жизни. В заботах о церкви он всегда поступался своими личными желаниями. 389 г. Пам. 25 января.