Достоевский Федор Михайлович

ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ - знаменитый романист и религиозный мыслитель, родился 30 окт. 1821 г. и скончался в 1881 г. (погребен 2 февраля в Александро-Невской Лавре, в СПб.). Замечательны мысли Достоевского, проводимые им в своих сочинениях. Кто такое был Достоевский? Это был прежде всего и больше всего человек - в лучшем, высшем смысле этого слова. Вопросы, которые его волновали и мучили более всего, это вековечные, старые, как мир, и новые, как завтрашний день, вопросы человека о Боге, мире, бессмертии, вопросы о счастии и смысле жизни. Гигант духа, Достоевский не замыкался в какие-либо сословные или партийные перегородки, и потому понять его с точки зрения партии, кучки невозможно. Ставя и разрешая вопросы общечеловеческого характера и значения, Достоевский ведет к Богу, но ведет своим, особым путем, мучительно выстраданным и всесторонне продуманным. Сразу чувствуется, что это надежный руководитель, знающий все входы и выходы, все извилины и тропинки. Усвойте этику христианскую, проведите евангельское начало в свою жизнь - это прежде всего, это важнее, - учит нас Достоевский, - и только после этого будет иметь значение и все остальное: и обряд, и молитва, и вся внешняя сторона религии. Без души, без любви к людям религия - одна лишь форма, лишенная содержания. Даже подвижничество, не говоря уже о простой обрядности, теряет свою цену, раз оно замыкается в себя и эгоистически забывает о других, о служении другим, о любви к людям. По его убеждению, тайна истинно христианской настроенности и вместе истинно счастливого самочувствия заключается, как это видно из романа "Бр. Карамазовы", не в одной лишь вере в Бога и глубокой преданности Ему. Печаль, тоска, уныние, подавленное самочувствие, чуждое малейших крупинок счастья, - все это неизбежный удел того, кто стоит в ложном отношении к самому себе, а чрез это и к другим, - кто свое "я", свой эгоизм ставит на первое место. Пока человек думает о себе - о своей ли выгоде, о своем ли покое, о счастии ли, об удовольствиях, даже о смысле своей жизни, до тех пор ни счастье, ни смысл жизни не дадутся им. Страдания, по Достоевскому, не только дают человеку ключ к сочувственному пониманию чужих страданий, чужого горя, не только делают его нравственно более чутким и жизненно более опытным, но и служат некоторым искуплением за грехи - за скверное, безнравственное и безбожное прошлое. Страдания поэтому иногда являются настоящим благодеянием для человека, и он сам жаждет их. В связи с излюбленной идеей Достоевского о благотворном значении страдания, смирения и покаяния необходимо отметить необыкновенно глубокую, всеохватывающую мысль его о виновности и ответственности каждого пред всеми и всех пред каждым.