День

ДЕНЬ - в Библии. Упоминаемое на первой стр. Библии слово йом означало агрономические сутки, границы которого указаны в виде "вечера" и "утра", причем счет дня у евреев, по завету Моисеевой космогонии, начинался с вечера; практика эта перешла и в наш церковный обиход. Деление дня не ограничивалось в древности "утром" и "вечером", существовали еще следующие его части: "заря, дневной зной", "полдень и прохлада дня"; "вечер" в свою очередь имел две части: от трех пополудни до пяти продолжался первый вечер, с пяти - второй. Термин йом имел у евреев еще другой, более широкий смысл, служа указанием времени вообще, как, напр., "день Иеговы", т. е. время божественного воздаяния. "Дни творения", т. е. шесть первых дней мира, образующие библейский гекзамерон, или творческую неделю, составляют одну из труднейших экзегетических проблем. Толкования эти сводятся к тому, как понимать дни творения, в смысле ли астрономических суток или более или менее продолжительных периодов мирообразования. Первое решение находит себе опору в прямом, буквальном смысле библейского текста, в древнехристианской традиции и ортодоксальном экзегезисе вообще; второе же решение опирается на положительную науку, устанавливающую на основании данных геологии, астрономии и палеонтологии факт существования "геологических эпох", т. е. более или менее значительных периодов постепенного мирообразования. В связи с этими толкованиями сделаны попытки объединения их в несколько групп: а) теория идеалистическая, дающая аллегорическое истолкование библейских дней творения; к ней примыкают: Филон, Ориген и представители александрийской школы; 2) теория реститутивная, относящая происхождение геологических пластов или к периоду хаотического состояния мира, или к периоду потопа; к ней примыкают: Розенмюллер, Буккланд, Куртц, Божио и др.; 3) теория периодистическая, относящая библейские творческие дни к геологическим эпохам; представители этого мнения - Кювье, Эбрард, Меньян, Властов, Сергиевский и др.; 4) поэтическая теория, толкующая библейскую космогонию не как действительную историю миротворения, а как поэтическую идеализацию, своего рода религиозно-символическую поэму, как Ленорм, Павлюс и др. Из русских богословов - одни понимают дни творения буквально, другие же, в согласии с данными геологической науки, находят возможным разуметь под днями творения известные периоды времени, более или менее продолжительные.