Эфиопская церковь

ЭФИОПСКАЯ ЦЕРКОВЬ - церковь в Абиссинии. Эфиопская церковь исповедует монофизитство и распадается на несколько толков, причем некоторые из них близко подходят к православию. Учение Э. церкви излагается в двух официальных символических книгах: "Сиподос" - сборнике апостольских и соборных постановлений и богословских монофизитских трактатов, и "Вере отцов" - сборнике свидетельств в пользу монофизитского учения, по большей части подложных, якобы сохранившихся от отцов и учителей церкви за период от времен апостольских до патриарха Христодула (1050 - 78). Богослужебные книги заимствованы частью у коптов, частью же туземного и иного происхождения. Вообще, Э. церковь отличается чрезвычайным богатством богослужебных текстов и песнопений. Ежедневные службы - те же, что в православной церкви; Э. церковь признает и те же 7 таинств. Посты по времени, продолжительности и строгости одинаковы с коптскими и близки к православным. Характерно необычайное изобилие праздников. Э. церковь не пользуется автокефальностью, а подчинена коптскому патриарху, который назначает для управления ей митрополита ("папас", "Абуна" - "отец наш"), а иногда и других епископов. Но фактически управление церковью находится в руках архимандрита дабралибаносской братии ("эчегге"). Большое влияние на церковные дела имеет царь. Характерно, что духовенство служащее не принимает участия в управлении и главная роль принадлежит лицам, не имеющим священного сана. Так, напр., благочинные ("ликакахнаты") - духовного звания, но не имеют священного сана. Причты церквей чрезвычайно многочисленны; при некоторых церквах насчитывается несколько священников и диаконов. Кроме того, при церквах группируются начетчики ("дабтара"), не принадлежащие к духовенству; они заведуют обучением, перепиской книг, пением и играют важную роль в управлении церковными имуществами. Монастырей очень много. Слабой стороной Э. церкви является то, что она, стремясь к строгому соблюдению обрядовой стороны, не обращает внимания на проведение в жизнь начал христианской нравственности. Следствием этого является необычайное развитие суеверий и низкий нравственный уровень масс. Ввиду этого одно время большой успех имели католические миссионеры, так что при царе Сиссинии (1607 - 32) государство было признано католическим. Но недовольство широких слоев населения побудило Василида (1632 - 67) изгнать католиков. В настоящее время католические миссионеры совершенно не допускаются внутрь Абиссинии и действуют преимущественно в итальянской Эритрее. Протестантская пропаганда совершенно не имеет успеха.