Часы

ЧАСЫ - богослужение 1, 3, 6, и 9 ч. дня, обозначаемое так в Часослове. Ч. бывают: трипсалмные (т. е. заключающие по 3 псалма), из которых состоят Ч. обычные, вседневные, великопостные, царские; затем бывают Ч. без псалмов, а только из воскресных песнопений (пасхальные). Ч. имеют две части - в одной заключаются псалмы, а в другой - тропари, кондаки и заключательные молитвословия. Служба часа, начинающегося рядом служб, начинается возгласом священника и начальными молитвами; а служба Ч., следующего непосредственно за другою службою, начинается "Приидете поклонимся". Происхождение и цель службы первого часа. Наряду с утренею совершается служба первого часа, который соответствует седьмому, осьмому и девятому часам утра по нашему счислению. Об этой службе упоминают, под именем утренней молитвы или молитвы на рассвете, постановления апостольские (VIII, 4) и Василий Великий. Точное упоминание о службе первого часа принадлежит пятому веку. Для христиан этот час получил особое значение в силу воспоминания о том, как в этот час И. Христос был веден от Каиафы к Пилату, был оболган врагами и осужден. Сообразно с такими воспоминаниями, на службе первого часа положено читать псалмы: 5, 89 и 100. В первом мы просим Господа руководить нас путем правды и сохранить нас от пути лжи, которым шли враги Спасителя, оболгавшие и осудившие Его; во втором изображаются вечность и неизменность Господа в противоположность со скоропреходностию нашей жизни, из чего научаемся должному пользованию временем; в третьем напоминается путь правды, которым шел Давид и которым должен идти всякий, чтобы не быть потребленным от Господа, когда настанет утро вечности. После псалмов читается тропарь и богородичен и две молитвы: "Стопы моя направи" и "Да исполнятся уста моя хваления", которые составляют продолжение молений о направлении нас путем правды. Происхождение, цель установления и содержание третьего и шестого часа. Третий час соответствует нашим десятому, одиннадцатому и двенадцатому дня, а шестой первому, второму и третьему пополудни. Службы этих часов приняты Церковию от древних времен. Третий и шестой часы сделались особенно важными для христиан по знаменательности совершившихся в них событий. Поэтому уже апостолы освящали их молитвою (Деян. II, 15; X, 9). А св. Киприан, изъясняя побуждения древней Церкви, по которым она освящала означенные часы молитвою, указывает их для третьего часа в сошествии Св. Духа на апостолов, а для шестого - в распятии Спасителя. Распределение псалмов, которые ныне читаются на каждом часе, является известным в IV в. при Феодосии Старшем. Сделано оно, как полагают, Пахомием Великим. В настоящее время православная Церковь со службою третьего часа соединяет воспоминания о суде Пилата над Спасителем и мучениях, претерпенных Им в претории, а также о сошествии Св. Духа на апостолов. Соответственно с временем службы и соединенными с нею воспоминаниями, на третьем часе положено читать псалмы: 16, 24 и 50. В первых двух, вместе с молитвою к Богу о направлении нас на путь истины и прощении уклонений от него, изображаются: страдальческий путь земной жизни Спасителя среди врагов, неодолимая злоба, с какою они домогались смерти Спасителя, и Его предкрестные часы. В третьем псалме, при основном содержании покаянном, излагается молитва о ниспослании Св. Духа. На шестом часе воспоминаются шествие Спасителя на пропятие, самое пропятие и крестные страдания. Псалмы положены: 53, 54 и 90. В первых двух псалмах излагается молитва к Господу об избавлении от врагов, явными и тайными кознями препятствующих идти по пути спасения, и надежда, что Господь не оставит Своею помощью обращающихся к Нему с молитвою непрестанно. В последнем изображается счастие человека, вполне отдавшего себя под защиту и покров Господа Бога. На службе того и другого часа после псалмов читаются соответственные службам тропари и молитвы. О часе 9-м - см. Девятый час.