Бесноватый, бесноватые

БЕСНОВАТЫЙ, БЕСНОВАТЫЕ (Мф. 4, 24; 8, 16; 28, 9; 32, 12, 22; Марк. 1, 23; 32, 5, 2; 6, 13; 9, 17; 16, 17; Лук. 4, 35; 9, 39; 11, 14; Иоан. 10, 20 - 21 и др.) - под именем бесноватых разумеются люди, одержимые злыми духами. Те, кто не хотят признавать бытия злых духов, не хотят допускать и бесноватых, а полагают, что под ними надо подразумевать больных тяжкими болезнями, соединяющимися с расстройством умственных способностей. Но а) Св. Писание, говоря о разных больных, ясно различает бесноватых от лунатиков, сумасшедших, эпилептиков и других больных (Мф. 4, 24; 9, 32; Марк. 1, 34; Лук. 7, 21; 8, 2); б) Бесноватым в Св. Писании приписываются действия, не свойственные обыкновенным больным; напр., они знают, что Христос - Сын Божий; Иисус Христос разговаривает с бесами, и они ему отвечают; Христос им повелевает молчать или выйти из человека, и они повинуются Ему (Мф. 8, 28; Марк. 1, 24; 34; 5, 3; Лук. 4, 35; 8, 27); бесы, по выходе из людей, ищут места покоя и, не нашедши, возвращаются в прежнее жилище, приемля в сообщество других, злейших духов (Мф. 12, 43 - 45; Лук. 11, 24 - 26); бесы, по выходе из Гадаринских бесноватых, входят в стадо свиное, и все стадо погибает в море; все это такие действия, которые никакой обыкновенной болезнью объяснить нельзя (Mф. 8, 31 - 32; Марк. 5, 13; Лук. 8, 33); в) И. Христос и Апостолы постоянно принимают бесноватых за истинных бесноватых и нигде не дают повода думать, что их действия происходили от какой-либо телесной болезни или расстройства душевных сил; г) И. Христос изгнание злых духов часто представлял, как особенное доказательство Божественной силы и власти. Когда враги говорили, что Он изгоняет бесов силою Вельзевула, то Он со всею ясностью показал им нелепость такого мнения (Мф. 12, 25; Лук. XI, 17); д) принимать слова и действия Христа за одно приспособление к ложным понятиям иудеев не позволяет чистота и высота Божественного характера И. Христа; е) так же говорили и учили об этом предмете и Апостолы (Деян. 10, 38; 16, 16), и Отцы Церкви, и вся Церковь. Не только многочисленные исторические факты говорят, что злые духи действительно овладевали и овладевают людьми, но и положительное учение И. Христа о действии злых духов на человека (Лук. XI, 17 - 26) указывает на действительность таких беснований и изгнаний И. Христом бесов из страждущих; а очень частые подчинения слабохарактерных и испорченных людей влиянию других более сильных характером - указывает нам психическую возможность такого подпадения человека влиянию злых духов.