Богочеловек

БОГОЧЕЛОВЕК - наименование Иисуса Христа, указывающее на то, что в Иисусе Христе два совершенных естества - истинное божеское и истинное человеческое, и что эти два естества соединены в Нем ипостасно, т. е составляют одно лицо. Истина о божественном достоинстве И. Христа засвидетельствована Его многократными указаниями на полное единство Свое с Богом Отцом (Иоан. 10, 38; 14, 10; 5, 26, 17, 10, 29, 30, 16, 15). О божественном достоинстве Христа учат и апостолы, многократно называя его Господом (1 Кор. 1, 2, 8, 6, 12, 5, 16, 23, 2 Кор. 1, 14; 12, 8; Эф. 4, 5 и др.), приписывая Ему владычество над мертвыми и живыми (Рим. 14, 4 - 9), называя Творцом всего мира и Вседержителем (Иоан. 1, 3; Кол. 1. 16, 17; Эф. 3, 9, Евр. 1, 2, 3, 2, 10) и т. д. В то же время Св. Писание свидетельствует, что И. Христос не только истинный Бог, но и истинный человек. В евангелии указывается, что Христос был подвержен всем слабостям человеческой природы (кроме греха), испытывает голод и жажду (Мрк. 11, 12; Лук. 4, 2; Иоан. 4, 7; 19, 28), чувствует утомление и потребность сна (Иоан 4, 6; Мф. 8, 24) и т. д. Он переживает душевные состояния, свойственные человеку; обладает истинно человеческой волей, подверженной искушениям и требующей усилий (Мф. 26, 38 - 39; Лук 22, 42; Иоан. 6, 38). Он и Сам называет себя "человеком" (Иоан. 8, 40). Апостолы также называют Христа человеком (Рим. 5, 15; 1 Кор. 15, 21; 1 Тим. 2, 5) и дают Его родословие (Мф. 1, 2; Лук. 3, 23). Божеская и человеческая природа соединены во Христе ипостасно. Это соединение не есть простое общение Бога с человеком, а постоянное, неразрывное единство двух природ. Человеческая природа не имеет во Христе своей собственной ипостаси, а существует в воспринявшей его ипостаси Слова. По учению православной церкви, формулированному на IV вселенском (халкидонском) соборе, естества во Иисусе Христе соединены 1) неслитно, т. е. остаются целыми, а не образуют смешанную природу полу-Бога, получеловека; 2) неизменно, т. е. и Божество продолжает обладать своими свойствами без всякого уменьшения или ослабления, и человеческая природа сохраняет человеческие свойства; 3) нераздельно, т. е. не составляют двух обособленных лиц, а единое лицо, 4) неразлучно, т. е. никогда не разлучались и не могут быть разлучены с самого момента зачатия и пребывают во Христе по вознесении.