Благодать

БЛАГОДАТЬ - слово благодать употребляется в св. Писании в двух главнейших значениях: 1) свойство Божие, проявляющееся в отношении к падшему человеку и выражающееся в даровании ему спасения; 2) сила Божия, которой совершается спасение человека. Как свойство Божие, благодать от вечности принадлежит Богу и от вечности существовала в Боге, как предопределение или благоволение о спасении (2 Тим. 1, 9; Эф. 1, 4, 6; Рим. 3, 29, 30). Действие ее началось с самого грехопадения, выразившись в даровании обетования искупления (Быт. 3, 15), и проявлялось во всей ветхозаветной истории, как любовь к падшему человеку. Обладая свойством Б., Бог слышит молитву взывающих к нему (Исх. 22, 27). Действие Благодати сказывается и в том, что Бог прощает кающегося грешника и дарует ему жизнь (Исх. 32, 12; 34, 7; Пс. 31, 5, 10; 50, 3; 129, 7, 8; 142, 8; Ис. 55, 7; Иер. 18, 8; Иер. 18, 21, 23; 33, 11). В Новом Завете благодать представляется как милость Божия в отношении к грешнику, в силу кото рой Бог дарует ему прощение грехов и вечную жизнь (Эф. 1, 5; Тит. 3, 4); благодать именуется "спасительной" (Тит. 2, 11). Существенный признак благодати, как свойства Божия, есть то, что она изливается на человека, как дар Божий, независимо от каких-либо заслуг со стороны человека (2 Тим. 1, 9; Тит. 3, 5; Эф. 2, 8, 9; 3, 7; Рим. 3, 24). Полнейшее свое проявление благодать имеет в искуплении, совершенном Иисусом Христом (1 Петр. 1, 13; Рим. 5, 21; 16, 16), Со всей полнотой благодать, как сила Божия, возрождающая человека, раскрывается в Новом Завете. Здесь она является, как божественная сила, обитающая в человеке и действующая в нем настолько могущественно, что в состоянии сделать несравненно больше, чем можем мы сами желать (1 Кор. 15, 10; 2 Кор. 12, 9; Кол. 1, 29; Эф. 3, 20; Рим. 8, 26). Ею совершается весь земной подвиг человека; она сообщает познание Бога и дарует все, необходимое "к животу и благочестию" (1 Петр. 1, 2, 3); одним словом, она начинает и завершает наше спасение (Рим. 3, 24; Тит. 3, 7; Эф. 2, 7; 2 Тит. 1, 9; Деян. 15, 11). Поэтому спасение человека сравнивается с новым рождением (Иоан. 3, 3 - 7), называется оживотворением и воскресением (Эф. 2, 5; Кол. 2, 13; 3, 1). Благодать даруется независимо от заслуг человека, по вере в Иисуса Христа (Гал. 3, 5). Но непременным условием спасения являются покаяние и вера, зависящие от свободной воли человека (Марк. 1, 15; 5, 36; Иоан. 6, 29; 10, 38; 12, 36; 14, 1, 11). Необходимость деятельного участия человека в спасении видна и из призывания к напряженному подвигу (Мф. 7, 13, 14; Деян. 14, 12, 1 Кор. 9, 24 - 27; 1 Сол. 1, 3; 2 Тим. 2, 5; 4, 7). Таким образом, для спасения необходимы как содействие благодати, так и свободное участие самого человека. По учению православной Церкви следует различать два вида евангельской благодати: 1) благодать предваряющую - просвещающую и 2) благодать особенную - оправдывающую. Первая даруется независимо от достоинства и заслуг человека; по словам "Послания восточных патриархов", она "путеводит всех". Действие ее заключается в том, что она "доставляет человеку познание божественной истины" и указывает "повеления, необходимо нужные для спасения"; все это совершается через Слово Божие. Действие благодати оправдывающей заключается в оправдании человека, как внутреннем очищении его от грехов, и в освящении его посредством таинств, как возведении на высшую ступень нравств. совершенства.