Безбрачие

БЕЗБРАЧИЕ (или целибат) - одна из обязанностей духовенства римско-католической церкви. На установление этого правила немало повлияли аскетические взгляды на брак, а может быть, и учение гностиков о нечистоте плоти. Уже Тридентский собор решительно поставил безбрачие выше брака, угрожая анафемой тому, кто станет утверждать, что брачное состояние следует предпочитать Б. или же, что последнее не лучше первого. В связи с таким отношением к браку в римско-католической церкви идет ряд мероприятий, направленных против брачной жизни духовенства. Первые меры в этом направлении были приняты в Испании на Эльвирском соборе (303 или 309 г.) и энергично проводились в жизнь папами. Наконец обет целомудрия стал обязательным для всего духовенства, чему, по крайней мере официально, подчинились все церкви запада. Однако еще в X и XI веке встречаются женатые священники и даже епископы, несмотря на энергичную борьбу с этим пап Бенедикта VIII, Льва IX, Николая II и неоднократные суровые постановления соборов. Особенную настойчивость проявил Григорий VII (Гильдебрандт), созывавший по этому поводу соборы в Риме (1074), Эрфурте, Париже и Майнце. С помощью монахов ему удалось заставить духовенство большинства западных государств подчиниться его решению. Б. духовенства, возведенное окончательно Григорием VII в церковный закон, долгое время фактически не могло установиться. После смерти его все еще нередко встречаются женатые священники, а в некоторых местах от времени до времени возобновлялось сопротивление духовенства целибату. Установление Б. духовенства привело к страшной распущенности нравов, особенно ярко проявившейся в XIV и XV вв. Но попытки добиться отмены целибата всегда энергично отклонялись папами. Главное основание установления обязательного Б. духовенства ясно формулировано уже Григорием VII: "Церковь не может освободиться от подчинения мирянам, если клирики не освободятся от своих жен". Ни Евангелие, ни другие Писания апостольских времен не заключают в себе никаких указаний на то, что брак является преградой к исполнению священнических обязанностей. Христос, удостоивший своим присутствием брак в Кане Галилейской, не отвергал союза мужчины с женщиной. Ап. Петр, которого католики считают основателем папства, по свидетельству Св. Писания (Мф. VIII, 14), был женат, точно так же как и большинство других апостолов (См. 1 Коринф. IX, 5). По указанию ап. Павла духовные лица должны быть семейными ("единой жены муж"), см. 1 Тим. III, 1 - 12; Тит. I, 5 - 8. В древней Церкви не допускалось только вступление в брак после принятия священства, но встречалось много примеров женатых епископов, священников и диаконов. На Никейском соборе обязательное безбрачие духовенства было отвергнуто, а Гангрский собор (340) изрек проклятие, как хулителям Богом установленного брака, тем, кто не признавал силы священнодействий, совершаемых женатыми пресвитерами. Отсюда видно, что ни апостолы, ни древняя церковь не признавали обязательным Б. духовенства. И только как обычай установилось, что епископы с конца IV в. стали предпочтительно выбираться из лиц неженатых, хотя и впоследствии бывали случаи женатых епископов.