Афанасий Великий

АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ - архиепископ Александрийский, св. отец Церкви (293 - 373), известен борьбою с арианством и своею твердою, непоколебимою верою. О жизни святого А. известно немного, особенно о его юношестве. Родился он в Александрии, здесь же и учился и в 319 г. посвящен в диакона. В 325 г. А. был анагностом - чтецом епископа Александра, с которым был на Никейском соборе, где выступал против Ария. В 326 г. А. избран на александрийскую кафедру. Епископом А. объезжал церкви, произносил речи против арианства и поучал истинной вере. Но несмотря на твердую преданность правому делу, А. всю жизнь терпел злоключения. Имп. Константин колебался между арианством и православием, а арианствующие пресвитеры жаловались на А., препятствовавшего им распространять ересь. Хотя А. опроверг жалобы, но имп. удалил его в Трир, в Галлию. В ссылке А. пробыл 2 года (335 - 337) и только после смерти Константина возвратился к обрадованной пастве. Но его снова удалил префект Филарий, а на место епископа посадил Григория Каппадокийского. Ариане также требовали удаления A., как смещенного императором. Афанасий отправляется в Рим (339), а затем, скитаясь в Галлии, основывал здесь монастыри и поучал. А. был на соборах Римском (341) и Сардикийском (343), папа Юлий признал его невиновным, но только в 346 А. возвращается в Александрию. Но нападки на него продолжались, и А. принужден был бежать в 356 году и скрываться в пустыни, где и жил уединенно до 362 года, занимаясь литературным трудом. В 362 г. А. хлопочет на соборе о сближении никейцев и амузиан. В 364 возвращается в Александрию, но в следующий год снова принужден уехать; но это последнее вызвало сильное волнение среди христиан - А. возвращается в 366 г. и епископствует до смерти, последовавшей 2 мая 373 года. Всю жизнь терпел А. гонения за правду, пять раз удалялся от паствы, но умер на кафедре. После А. остались многочисленные труды. Апологетические труды написаны ок. 319 г. - в юношеские годы. За время епископства А. писал полемические произведения против ариан, аполлинариан. В своих догматико-исторических сочин. А. описывает соборы, на которых присутствовал. А. к монашествующим писал послания и поучения, содержащие правила строгой жизни. Ко времени пасхи епископ оповещал Церкви о времени празднования - и эти послания А. дошли до нас. Не говоря уже об историческом значении трудов св. Афанасия - мысли и доказательства его и теперь имеют великое значение и силу. Язык А. богатый, образный, украшенный диалектикой и св. писанием, дает много и уму, и сердцу. Многие формулы св. Афанасия и до сих пор живы в доказательствах религиозных истин. Он не только разбивал арианство и доказывал его лживость, но более трудился над разъяснением сущности христианского учения, его догматов и истин.